Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
Детский сад «Солнышко»
Чойский район
«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников»
Методические рекомендации по организации проектов гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в образовательных организациях
Мерзлякова Наталья Владимировна
Детский сад «Солнышко»
воспитатель
Чойский район с. Ынырга
с. Ынырга
2016г.
Пояснительная записка
Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.
Народная мудрость.
Цель: повышение эффективности взаимодействия родителей с детьми для воспитания в них нравственно-патриотических чувств.
Выполнение данной цели обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:
- воспитывать любовь и привязанность ребенка к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;
- формировать чувства патриотизма к своей малой Родине и Родине в целом;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- создать сферу для развития гуманного отношения к людям преклонного возраста и защитникам Отечества;
- воспитывать толерантность по отношению к соотечественникам и представителям других национальностей;
- расширять представления о России, её столице;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
В Программе Воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю, Родине.
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В своих высказываниях С. И. Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
В содержательном разделе раскрываются особенности работы педагога с проектом. Во-первых, педагогу нужно самому понять цель, принципы построения проекта, его содержание, методику организации педагогического процесса. В данном материале даны рекомендации по подготовке педагога к работе по проекту, организации его работы с семьей и создание предметно-развивающей, культурно-пространственной среды в группе.
В рекомендациях показана технология работы с детьми старшей группы. Основной технологией построения педагогического процесса становится поэтапное планирование. Содержание каждого этапа состоит из различных тем, которые помогают педагогу ненавязчиво знакомить детей с нормами и правилами поведения, принятыми в этническом обществе, элементами декоративно-прикладного искусства и современными требованиями жизни – подготовки ребенка к активной социальной жизни, путем реализации своих сил, интересов и способностей в освоении национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Для формирования целей и задач, рекомендуется для начала изучить следующую литературу по теме проекта: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой, а также авторов: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и других.
Оснащенность педагогического кабинета методическая базой:
- Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ, 2004.
- Виноградова Л. Дорогая моя столица /Дошкольное воспитание. – 1997. - №4.
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей /Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников /Управление дошкольным образовательным учреждением. –2005. - №1.
- Усачёва Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников. /Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №4.
В ДОУ имеется музыкальный и физкультурный залы, оснащенные необходимым оборудованием и музыкальными инструментами.
В результате работы над проектом у детей дошкольного возраста формируется эмоционально насыщенный образ родного дома, детского сада. Должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.
Таким образом, патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Содержательная часть
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представлениям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Нельзя перечеркивать роль отца, но мать, как правило, ближе к ребенку, даже биологически, и играет в его жизни особую роль. Поэтому и гуманные чувства должны воспитывать у малыша, прежде всего, по отношению к матери. Работа должна вестись совместно с семьёй. Старая истина гласит – нельзя вырастить патриотов, если непатриотичны отец с матерью.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся родственники и воспитатели. Активное взаимодействие семьи и педагогов позволит воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие семейные традиции, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку, к его внутреннему миру. В связи с этим некоторые представления социально-личностной сферы, нравственно-патриотического воспитания лучше формировать через чувственные отношения к родственникам.
Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по патриотическому воспитанию целесообразно разделить по блокам:
- «Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).
- «Мой родной город (село).
- «Мой родной край».
- «Наша Родина – Россия».
- «Защитники Отечества».
- «История России» (Наши предки – славяне).
- «Культура русского народа» (праздники, праздники, обычаи; народное искусство).
- «Великие соотечественники».
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников по такой системе необходимы некоторые очень важные условия.
- Повышение уровня самообразования педагогов.
- Создание предметной развивающей среды.
- Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Всю работу планируем в четыре этапа:
Этапы |
Формы и методы работы с детьми и родителями |
Результат |
I Организационный |
-Анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания; -Мониторинговое обследование семейного положения родителей; -Составление генеалогического древа семьи; -Составление герба семьи и т.д. |
Заинтересованность мам и пап возможности вместе с детьми полистать семейные альбомы, вспомнить своих родных, рассказать о них дочкам и сыновьям. Формируется чувство гордости, за своих близких. |
II Выставочный |
Организация выставки совместных работ детей и родителей, приуроченных к каким-либо ярким датам, которые отмечает семья; детский сад; село; республика; страна. |
Взаимодействуя с детьми, выполняя совместную работу, находясь в тесном контакте, сопереживая какие-то моменты в ходе деятельности, создается эмоционально благополучная атмосфера дома и в детском саду. |
III Творческий |
Совместно выпускаются газеты, плакаты, поздравительные открытки, изготавливаются макеты в зависимости от тематики. |
На этом этапе происходит взаимодействие детей и воспитателей. Закрепляются такие понятия, как страна, столица, Родина, край, защитник, что является одной из задач нравственно-патриотического воспитания. |
IV Ассоциативный |
В целях реализации национально-регионального компонента знакомство детей с бытом своей Республики. Организация мини-музеев.
|
Работа в этот период позволяет ребенку через свои чувственные ощущения лучше усвоить программный материал. |
Все этапы работы не имеют строгих границ. Они реализуются по мере возникновения той или иной проблемы.
Таким образом, мы способствуем активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности
Разделы |
Виды детской деятельности |
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Коммуникативные игры |
Речь и речевое развитие |
Составление рассказов по данной тематике Сочини стихотворение Сотворчество детей и родителей по темам проекта |
Художественная литература |
Чтение произведений по теме Заучивание стихотворений Загадки на данную тему |
Изодеятельность |
Рисование по теме Оформление выставок Изготовление праздничных открыток Совместное изготовление газет Сотворчество детей с родителями |
Трудовая деятельность |
Посильная трудовая деятельность дома Различное дежурство Трудовые поручения в группе и дома. |
Учебная деятельность |
Познавательные занятия Беседы Экскурсия по детскому саду Ориентирование |
Социальное развитие |
Выпуски семейной газеты Создание альбомов Создание библиотеки |
Здоровье и физическое развитие |
Беседы Дидактические игры Правила безопасного поведения Физкультурный досуг |
Музыка |
Проведение праздников Разучивание песен Прослушивание аудиозаписей |
Нравстенно-патриотческое воспитание дошкольника необходимо осуществлять во взаимодействии с семьей, бережно используя ее традиции, что позволит осуществить основную и важную задачу – формирование личности ребенка.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека.
Список использованной литературы:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М:ЦГЛ,2005.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
- Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей / Кн. 2-я. – М.: Оникс, 2006.
- Гончарова Т.Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам / Дошкольная педагогика – Май № 2008.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
- Дергач Л. Н., Нравственное воспитание / Дошкольная педагогика – Февраль № 2 2009, с. 21
- Кузьмина И.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / Семейный краг – С. П.: «Издательство «Детство-Пресс», 2008.
- Нагель О.П., Румянцева О.В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста / Дошкольная Академия – С. П.: «Издательство «Детство-Пресс», 2009.
- Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание / Петербургский научно-практический журнал, 2009.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.- Волгоград: Учитель, 2007.