Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

21.02.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Весенние мгновения…»
21.02.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Чудесная весна!»
21.02.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Весна»
21.02.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ для дошкольников «Я люблю свой детский сад!»
21.02.2024 г.
Всероссийский фестиваль рисунков и поделок «Весенних дней пришла пора!»
21.02.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «И мы в рядах Бессмертного полка...»
21.02.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне «Давайте...

Роль имен прилагательных в языке. Образование имен прилагательных (УМК ШКОЛА РОССИИ) 4 класс

 

 

МАОУ "Видновский художественно-технический лицей" (г. Видное, Московской области)

 

Роль имен прилагательных в языке. Образование имен прилагательных (УМК ШКОЛА РОССИИ) 4 класс

 

 

 

Ивлева Лилия Рамзисовна

Учитель начальных классов

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Видновский художественно-технический лицей»

 

«Технологическая карта урока (русский язык, 4 класс) с позиции формирования у учащихся УУД»

УМК «Школа России», предмет – «Русский язык», учебное пособие: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий  «Русский язык. 4 класс»: Учеб. для общеобразовательных организаций в 2 ч.. Ч.2./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий/.- М.: Просвещение, 2015, 160 с. с ил.

Тема урока: «Роль имён прилагательных в языке. Образование имен прилагательных».

Тип урока: интегрированный

Цель: формирование знаний об имени прилагательном как части речи.

Задачи: создание условий для систематизации изученного материала по теме «Роль имени прилагательного»; выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности; формирование способности учащихся к осуществлению контроля и самоконтроля изученных понятий и грамматических признаков имён прилагательных.

Технологии: игровая, сотрудничества, ИКТ, проблемная, здоровьесберегающая.

Методы обучения: словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, системно-деятельностный.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация в программе Power Point, рабочие листы, таблицы-кластеры.

Основные термины и понятия: имя прилагательное, краткая и полная форма имени прилагательного, определение, орфограмма, словарное слово "автомобиль".

Планируемые предметные образовательные результаты:

● находить имена прилагательные среди других слов в тексте;

● подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные;

● образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов;

●подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы.

Планируемые метапредметные образовательные результаты:

● понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

● осуществлять выбор на основе адекватной оценки собственных знаний;

● подводить под определение на основе распознавания объектов;

● определять промежуточные результаты;

● планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей.

 

Планируемые личностные образовательные результаты:

● стремиться к самовыражению через материал предмета;

● осознавать личную ответственность за сделанный выбор.

 

Формирование универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
  2. Регулятивные УУД: формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
  3. Познавательные УУД: формирование знаний об имени прилагательном, как части речи, его морфологических признаках;

           осуществление  поиска и умение выделять конкретную информацию.

  1. Коммуникативные УУД: формирование культуры межличностного общения через организации групповой, парной и индивидуальной работы.

 

Структура урока:

 

  1. . Организационный.
  2. . Мотивация познавательной деятельности.

Словарно- орфографическая работа.

  1. . Актуализация необходимых знаний. Формулирование темы и целей урока.

IV. Организация познавательной деятельности.

1. "Поэтические странички".

2. Зарядка для глаз «Снежинка».

3. Обобщающая беседа о прилагательном.

4.Моделирующая игра «Подари предмету признак». Работа со словосочетаниями.

5.Самостоятельная разноуровневая работа с учебником (с.4 упр.1). Выборочное списывание словосочетаний.

6. Словообразовательная индивидуальная работа=Тестирование.

V. Подведение итогов.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

 

Технологическая карта учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Организационный.

Приветствует учащихся,

проверяет их готовность к уроку.

Ребята, вы готовы к уроку?

На вас, надеюсь я друзья!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у вас!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать.

2.  Мотивация познавательной деятельности

 

Слайд № 3, №4

-Отгадав загадку, вы сможете ответить о чем пойдет речь на уроке.

Ветки белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу,

Тёплые весной придут ветра,

Тогда меня прогонят со двора.

- Какой частью речи выражено слово ЗИМА?

-Какой моделью оно обозначается? (жёлтым прямоугольником). Смонтируйте модель на столе.

-Итак, красная нить всего урока посвящен зимушке-зиме.

- слушают

- отвечают

- рассуждают

 

(зима).

 

(именем существительным).

(жёлтым прямоугольником)

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование;

извлечение необходимой информации из текста

Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Словарно-орфографическая работа

 

 

Слайд №5,6,7,8

- Откройте тетради, запишите дату, форму работы, слова:двоеточие. (слайд 5)

-Вспомните, какие словарные слова вы изучили по теме "Зима".

- Подсказка: (слайд 6) –На какие группы можно разделить эти словарные слова? (непроверяемые гласные «о-е» и «а-я»; названия зимних месяцев, погодные явления и зимние забавы).

–Запишите два из них, согласно дифференциации по группам, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

(Слайд 7) - Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. По описанию узнайте о чём идет речь (Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров т грузов по безрельсовым дорогам).

– Если трудно посмотрите подсказку: ребус ("а" в "т", "ом", "об", "иль"), ну или картинку. Итак, это слово (автомобиль). Это сложное слово состоит из двух корней: «авто – сам по себе», «мобиль - подвижный». Запишите в тетрадь это слово, оно будет третьим у вас, подчеркните орфограммы, поставьте ударение. Проверьте написанное.

(Слайд 8) - Работа в группах: образуйте от этого нового словарного слова однокоренное с такими суффиксами: -н, -ист, -чик. Что получили? (автомобилист, автомобильчик, автомобильный). -Какое из них лишнее? (автомобильный). -Почему? (это имя прилагательное, остальные имена существительные)

- Составьте предложение по схеме: "определение-подлежащее-сказуемое-предлог-дополнение" со словом автомобиль (варианты). Запишите предложение и подчеркните главные члены предложения.

записывают

 

 

вспоминают

 

рассматривают слайд

 

 

записывают

 

 

 

 

читают и догадываются

 

 

 

отгадывают

 

 

записывает

 

 

 

 

 

образуют слова

 

 

 

 

составляют предложение

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности действий;

прогнозирование

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы;

Личностные УУД: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

 

3. Актуализация необходимых знаний. Формулировании темы и задачей урока.

 

 

 Слайд №9

 

 

-Прочитайте загадку:

Я часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною надо дорожить!

С существительным

Живу на редкость дружно,

Изменяю окончания,

Когда мне это нужно.

Стою с существительным

В одном роде, числе, падеже,

Не расстанусь с ним никогда уже !

- Кто постарается назвать, определить тему нашего урока. - Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока. А поможет вам в этом шмуцтитул учебника, раздел "ВСПОМНИМ", так как мы.....ПРОЧИТАЙТЕ: Имя Прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно и кластеры соорудим…

-Кроме того, побываем в зимней природе, сказках и даже отправимся в лес. А помогут нам наши друзья – имена прилагательные.

-Договоримся, что обозначать их будем зелёным прямоугольником. Смонтируйте модель.

отгадывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Имя прилагательное)

 

(будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)

 

 

 

 

 

модель составляют

 

Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

-выбор наиболее эффективных

способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное

отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать

больше.

-знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распре-деления, взаимопомощи,

ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями

коммуникации.

4. Организация познавательной деятельности.

 

Слайд №10-28

(Слайд 10)- Прочитайте и догадайтесь о ком идет речь ?

Годы жизни: 1799-1837.

Профессия: великий русский поэт.

Особенности родословной: прадед по линии матери - африканец Абрам Петрович Ганнибал, слуга царя Петра I.

Родители (были дальними родственниками): мать - Надежда Осиповна; отец - Сергей Львович.

Семейное положение: был женат на Наталье Николаевне Гончаровой.

Дети: было 4 ребенка.

Смерть: был смертельно ранен на дуэли с бароном Дантесом.

Подсказка (фото): А.С.Пушкин.

"Поэтическая страничка"

(Слайд 11)- - Каждой группе предложен отрывок из произведений А.С.Пушкина о зиме, определите их названия, разгадав "каламбуры". Назовите правильное название.

-Найдите в своих отрывках имена прилагательные.

(1 группа - "Зимнее утро": голубыми, великолепными)

(2 группа - "Зимний вечер": снежные)

(3группа - "Зимняя дорога": зимней, скучной, борзая, однозвучный)

- А как вы определили имена прилагательные?

-Подсказка: (Слайд 12)-

-Прочитайте текст без прилагательных. На что обратили внимание?

(Слайд 13) - Так, какова же роль имени прилагательных в речи?! Составьте КЛАСТЕР "РОЛЬ имён прилагательных." Покажите свой продукт. Проверьте с возможным вариантом. Повторите зачем нужны имена прилагательные в речи.

(Слайд 14) -Теперь каждая группа должна заменить одно прилагательное из своего отрывка двумя синонимами, напомните, что это? (близкое по значению слово). Обратите внимание на модель и поработайте с таблицей. Прочитайте что получилось? Объясните значение выбранных вами слов. (слайд 15)

(Слайд 16) -А теперь замените их антонимами, подкрепите выбранное слово к таблице. Что получилось? (слайд 17)

(Слайд 18) -Но А.С.Пушкин писал не только о временах года, но и о сказках, узнаете ли вы их? У каждой группы есть свои отрывки, вспомните их названия. Подсказка: на слайде.

(Слайд 19)  -Посмотрите, почему у меня слова на слайде выделены зелёным, объясните! (Слайд 20) 

-Верно, прилагательные бывают в полной и в краткой форме, каждая группа подберёт к своим кратким формам - полные. Что у вас получилось? Подсказка: на (слайде 21)

читают

 

 

 

отгадывают

 

 

 

 

 

 

работают с отрывками

 

 

 

 

 

(подставили вопрос "какой, какая, какие, какими?)

 

(речь скудна, нарушился стихотворный размер, не понятны детали предмета, не интересно)

 

собирают кластер, записывают ответ в листы

 

подбирают синонимы и объясняют их значение в рабочих листах

 

 

 

подбирают антонимы

 

 

 

работают с отрывками в рабочих листах

(это прилагательные, только краткие)

 

Познавательные УУД: структурирование знаний; синтез-составление целого из частей, достраивание.

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем.

УУД регулятивные - строят речевое высказывание, отвечают на вопросы.

Личностные УУД:

- оценивание усваиваемого

содержания, исходя из социальных и

личностных ценностей;

 

 

                    Зарядка для глаз «Снежинка» (слайд 22) - Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем зарядку. Проследите за снежинкой.

 Обобщающая беседа "Что мы знаем о прилагательном" с построением кластера.

- Сейчас вы вспоминаете всё, что знаете, говорите и составляете тестовый кластер, выбирая из ответов правильный вариант.

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное и что обозначает? (слайд 23)

- С какой частью речи согласуется? ( с сущ.) (слайд 24)

- Зачем используются прилагательные в речи? (Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета).

- Как изменяются имена прилагательные? (слайд 25) (по числам, в единственном числе по родам).

           Моделирующая игра "Подбери предмету признак". Работа со словосочетаниями (слайд 26)

- С какой частью речи согласуется прилагательное? (с сущ.) У каждой группы своё имя существительное, подберите к нему подходящее прилагательное.

- За одну минуту необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. Листок с изображением данных предметов на слайде.

(1 группа – снегирь)

(2 группа – ель)

(3 группа – сосулька)

-Что у вас получилось? (Каждый представитель группы зачитывает слова. Учащиеся оценивают свою работу.)

-А теперь поменяйте модели местами, что изменилось? (ничего) - Но как всё же лучше применять такие словосочетания? (прилагательное+существительное).

          Самостоятельная разноуровневая работа с учебником (с.4 упр.1). Выборочное списывание словосочетаний. Взаимопроверка работ. Работа в парах с ориентиром на соседа справа.

 (Слайд 27)

-Сейчас вы выберите себе задания по уровням, чтобы проверить свои знания.

ВСЕ

Выписывают из текста сочетания сущ.+прил.

 Уровень А:

указывают число

 Уровень Б:

указывают число и род

Дети выбирают себе задание по уровню, записывают в тетрадь. Сравните свой результат с работой соседа. Исправьте ошибки, если нашли. Не просто исправьте, а докажите, что он не прав, а правы вы. Подсказка: (слайд 28)

 

отдохнули

 

 

побеседовали, вспомнили

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самостоятельная работа

 

УУД регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информацию

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, распределяют роли, умеют договариваться.

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

УУД регулятивные - строят речевое высказывание, отвечают на вопросы

 

5. Итог урока.

 

Вспомним всё заново...

повторяют

Регулятивные УУД:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

6..Рефлексия

Оцените свою работу. Нарисуйте своё настроение на снежинке, обозначив его одним прилагательным. Запишите прилагательное на снежинку.

подписывают снежинку

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

7. Домашнее задание

С.7 упр.7

 

 

 

Смотреть презентацию