разработка урока для 8 класса по теме «Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи».
Название материала: План-конспект урока для 8 класса по предмету химия.
Номинация, вид методической продукции: методические материалы; разработка урока для 8 класса по теме «Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи».
Наименование образовательной организации: муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Белоярская СШ».
Янковская Людмила Анатольевна учитель химии, первая квалификационная категория.
Пояснительная записка
Разработка урока для учащихся 8-го класса, пользующихся учебником О. С. Габриелян "Химия, 8-й класс". Урок обобщения и систематизации учебного материала по теме: «Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи».
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС ООО.
Цель урока: выявление уровня знаний учащихся по теме «Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи».
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы строение атомов химических элементов, первоначальные химические понятия, типы химических связей.
- Развивать умения работать с информацией, самостоятельно выделять главное, сравнивать, делать выводы; составлять химические формулы, проводить расчеты по формулам веществ, составлять схемы образования химической связи.
- Воспитать культуру общения.
Формы реализации: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы реализации: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Материально-техническая база: Периодическая система Д. И. Менделеева, рабочие карточки.
Список использованной литературы
1. Бутурлакина Т. Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО). Армавир, 2013. 60 с.
2. Габриелян О. С. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2014. 267 с.
Технологическая карта урока.
Предмет |
Химия |
Класс
|
8 |
||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи. |
||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок обобщения и закрепления знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||
Цели |
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строения атомов химических элементов, типов химических связей. |
||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||||||||||||||||||
Научиться применять полученные знания в соответствии с решаемой задачей; раскрывать смысл важнейших изученных понятий; составлять формулы бинарных соединений по известной валентности; рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле вещества, массовую долю химических элементов в сложном веществе; определять тип химической связи по формуле вещества; составлять схемы образования ковалентной полярной и неполярной, ионной и металлической связи.
|
Познавательные: использовать знаковое, моделирование; осуществлять сравнение, классификацию, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; вести диалог и участвовать в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражать и аргументировать свою точку зрения.
|
формирование добросовестного отношения к учению и умение управлять своей познавательной деятельностью. |
|||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия |
Химический элемент, относительная молекулярная масса, массовая доля, относительная атомная масса, элементы-металлы, элементы-неметаллы, ионная связь, ионы, ковалентная связь, металлическая связь. |
||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||||||||||||||||||
№ этапа |
Этап урока |
УУД |
Деятельность
|
||||||||||||||||||||||||||
учителя |
учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент |
1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование. 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. |
Настраиваются на урок; готовятся к уроку |
|||||||||||||||||||||||||
2 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. 2) Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
|
формулирование целей урока вместе с учащимися. |
Формулируют цели урока. |
|||||||||||||||||||||||||
3 |
Актуализация знаний. |
1) Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. 2) Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение, речевого высказывания, |
Организует фронтальную беседу по вопросам:
3. Чем простое вещество отличается от сложного? 4. Какие вещества называются сложными? 5. Назовите элементы, находящиеся во 2 группе побочной подгруппе. 6. Назовите элемент, находящийся в 3 периоде 5 группе, главной подгруппе. 7. Что обозначает индекс и коэффициент в химической формуле?
|
Отвечают на вопросы, аргументируют, рассуждают. |
|||||||||||||||||||||||||
|
|
выполнение пробного учебного действия. 3) Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
|
8. Вспомните формулу вычисления относительной молекулярной массы. 9. Назовите относительную атомную массу элемента, находящегося в 3 периоде 6 группе. 10. Назовите количество протонов, электронов и нейтронов, содержащихся в атоме Са. 11. Какие виды химических связей вы знаете? 14. Приведите примеры веществ с различным типом связи.
|
|
|||||||||||||||||||||||||
4 |
Обобщение и систематизация знаний
|
1) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения |
Организовывает повторение ключевых вопросов темы. Работает с обобщающими схемами:
ядро электроны Каков состав ядра? Как найти количество протонов, электронов и нейтронов в атоме? Химическая связь
ионная ковал. металл. |
Принимают участие в беседе, обсуждают, аргументируют, отстаивают свою точку зрения. |
|||||||||||||||||||||||||
5 |
Применение знаний и умений в новой ситуации
|
2) Познавательные: Умение структурировать знания, ставить и формулировать проблему. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
|
Организовывает работу в парах с текстами. Задание 1. Вставить пропущенные слова (работа в парах). При написание текста некоторые слова оказались пропущенными. Вам необходимо восстановить текст, вставляя термины атом или молекула. текст Воздух – это смесь, в состав которой входят____ кислорода и азота. ___ воды состоит из___ кислорода и водорода. Сладкий вкус варенья определяется содержащимися в нем___ сахара. При растворении кислорода в воде ____ кислорода распределяются между ___ воды. Организует обсуждение результатов работы, акцентирует внимание на основных вопросах. Организует индивидуальную работу, разъясняет, помогает, консультирует Задание 2. Установить соответствие. а) Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
|
Работают в парах, обсуждают, записывают в тетради.
Обсуждают результаты работы, анализируют, делают выводы.
Работают индивидуально в тетради.
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
б) Соединениями с ионной связью являются: 1) NH3 3) BaCl2 5) ZnS 2) CO2 4) Al I3 6) O2 в) Установите соответствие между формулами веществ и видом химической связи:
Задание 3. Вычислите относительную молекулярную массу для следующих веществ: NaОН, Mg(ОН)2, С3Н8 Вычислите массовые доли элементов в формуле С3Н8. Организует взаимопроверку. |
Осуществляют взаимопроверку, озвучивают результаты. |
|||||||||||||||||||||||||
6 |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Анализирует результаты работы, организует выявление типов заданий вызывающих затруднение у учащихся. Организовывает повторное обобщение учебного материала с целью коррекции знаний. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
|||||||||||||||||||||||||
7 |
Рефлексия |
1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Организует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками. Прием «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ» Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
|
Работают с карточками. Высказывают свое мнение и отношение к уроку. |
|||||||||||||||||||||||||
8 |
Домашнее задание |
|
Комментирует домашнее задание. |
Записывают задание в дневник |