Разработка индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [ль] в словах»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №118»
Разработка индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [ль] в словах»
Ванясова Анастасия Ивановна,
учитель-логопед ВКК
Пояснительная записка
Цель: научиться правильно и четко произносить звук [ль] в середине слова.
Конспект занятия рассчитан для дошкольника подготовительной к школе группы ДОУ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- автоматизация навыка произнесения звука [ль] в середине слова;
- закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- закрепление навыка согласования существительных с числительными;
Коррекционно-развивающие:
- развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [ль];
- закрепление условно-рефлекторной связи между артикуляционным и акустическим образами звука [ль];
- развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы;
- развитие фонематического восприятия;
Коррекционно-воспитательные:
- развитие грамотной связной речи;
- формирование навыка сохранения, удержания учебной позы в рамках занятия;
Оборудование: карта с изображением предметных картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: «Здравствуй, дорогой друг! Внимательно послушай стихотворение и скажи, какой звук в нем встречается чаще остальных».
«Валенки для Валеньки»
В магазине ВаЛеньке
Покупают ваЛенки.
МаЛенькие ваЛенки
До чего милы!
Но надела ваЛенки
МаЛенькая ВаЛенька –
ОказаЛись ваЛенки
На нее малы.
Логопед: «Правильно, это звук [ль]. Сегодня мы с тобой будем учиться правильно, красиво произносить звук [ль] в середине и конце слова».
Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: «Давай, сделаем зарядку для язычка, чтобы он был послушным и правильно произносил звуки. Каждое упражнение повторим 5 раз».
- «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
- «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.
- Чередовать «заборчик» и «слоник». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз.
- — улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
- Индюки болтают» — приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл (как индюк болбочет).
2. Дидактическое упражнение: «Песенка без слов» на развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [ль].
Логопед: «Давай споём песенку без слов. Слушай и повторяй».
Аля – але – аля; Иле – или – иле; Олё – олё – оле; Илё – илё – иля;
3. Дидактическое упражнение: «Веселые картинки» на автоматизацию звука [ль] в середине слова.
Логопед: «Посмотри на карту, на ней изображены разные картинки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Давай все их назовем. Я буду называть слово, а ты повторяй за мной». (Логопед называет слова, просит ребенка объяснить их значения, при необходимости объясняет их ребенку).
Картинки: долина, калина, малина, улитка, улица, столица, Полина, Галина, калитка, билет, балет, зелень, олень, полено, колесо, телега.
4. Игра: «Повторяем парами» на автоматизацию звука [ль] в середине слова.
Логопед называет изображенные на листе картинки парами и ребенок повторяет за ним: калина – малина; Полина – Галина; улица – столица; полено – колено и т. д.
5. Игра: «Назови ласково» на закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением».
Логопед называет изображенную на листе картинку и её уменьшительно-ласкательную форму. Ребенок повторяет за логопедом: калина – калинка, малина – малинка, билет – билетик, телега – тележка, и т.д.
6. Игра: «Скажи по-спортивному» на автоматизацию звука [ль] в середине слова.
Олень – олень – олень – олень – олень;
Телега – телега – телега – телега – телега, и т. д.
7. Физ. Минутка «Я на скрипочке играю» для предотвращения утомления.
Я на скрипочке играю,
ТиЛи-тиЛи-тиЛи. (Показываем, как играют на скрипочке.)
Скачут зайки на лужайке,
ТиЛи-тиЛи-тиЛи. (Прыгаем.)
А теперь на барабане.
Бум-бум-бум, (Хлопаем в ладоши.)
Трам-трам-трам! (Топаем ногами.)
В страхе зайки разбежались по кустам. (Присели.)
8. Игра: «Веселая рифма» на закрепление произношения звука [ль] в словах.
Логопед: «Послушай и закончи чистоговорку в рифму».
Лиина – лина – лина – сочная… (калина, малина);
Лиину – лину – лину – любим мы … (калину, малину);
Литка – литка – литка – у нас живет… (улитка);
Лет- лет- лет – купим мы … (билет);
Легу – легу – легу – починим мы … (телегу).
9. Стихотворение на развитие фонематического слуха.
Логопед: «Внимательно послушай стихотворение. Запомни и назови слова, в которых ты услышал звук [ль]».
МетеЛи летеЛи,
ЛетеЛи метеЛи,
СтелиЛи в доЛинах
Из снега постеЛи.
КружиЛи, меЛи,
ЗавываЛи метеЛи,
Над лесом, над поЛем
ГудеЛи и пеЛи.
10. Игра: «Веселый счет» на закрепление навыка согласования существительных с числительными .
Одна улитка – две улитки – три улитки – четыре улитки – пять улиток;
Один билет – два билета – три билета – четыре билета – пять билетов, и т. д.
Итог занятия
Логопед: «Ты сегодня хорошо потрудился, молодец! Давай придумаем десять слов со звуком [ль] в середине или в конце слова».