Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

24.09.2023 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый безопасности дорожного движения «Водитель. Пешеход. Дорога»
23.09.2023 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Дети! Дорога! Жизнь!»
22.09.2023 г.
Всероссийский конкурс социального рисунка, посвящённый безопасности дорожного движения «Советы...
21.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая кошкам (из цикла «Приключения воробышка...
20.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству С. Михалкова (Из цикла викторин «...
19.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству А.С. Пушкина (из цикла «...
18.09.2023 г.
V Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера...

Разработка индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [ль] в словах»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №118»

 

Разработка индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [ль] в словах»

 

 

Ванясова Анастасия Ивановна,

учитель-логопед ВКК

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Цель: научиться правильно и четко произносить звук [ль] в середине слова.

Конспект занятия рассчитан для дошкольника подготовительной к школе группы ДОУ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- автоматизация навыка произнесения звука [ль] в середине слова;

- закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

- закрепление навыка согласования существительных с числительными;

Коррекционно-развивающие:

- развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [ль];

- закрепление условно-рефлекторной связи между артикуляционным и акустическим образами звука [ль];

- развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы;

- развитие фонематического восприятия;

Коррекционно-воспитательные:

 

- развитие грамотной связной речи;

- формирование навыка сохранения, удержания учебной позы в рамках занятия;

Оборудование: карта с изображением предметных картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Ход занятия

 

Организационный момент

Логопед: «Здравствуй, дорогой друг! Внимательно послушай стихотворение и скажи, какой звук в нем встречается чаще остальных».

«Валенки для Валеньки»

В магазине ВаЛеньке
Покупают ваЛенки.
МаЛенькие ваЛенки
До чего милы!
Но надела ваЛенки
МаЛенькая ВаЛенька –
ОказаЛись ваЛенки
На нее малы.

 

Логопед: «Правильно, это звук [ль]. Сегодня мы с тобой будем учиться правильно, красиво произносить звук [ль] в середине и конце слова».

 

Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «Давай, сделаем зарядку для язычка, чтобы он был послушным и правильно произносил звуки. Каждое упражнение повторим 5 раз».

  • «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы сто­ят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
  • «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.
  • Чередовать «заборчик» и «слоник». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз.
  • — улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
  • Индюки болтают» — приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл (как индюк болбочет).

 

2. Дидактическое упражнение: «Песенка без слов» на развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [ль].

Логопед: «Давай споём песенку без слов. Слушай и повторяй».

Аля – але – аля;   Иле – или – иле;  Олё – олё – оле;   Илё – илё – иля;

3. Дидактическое упражнение: «Веселые картинки» на автоматизацию звука [ль] в середине слова.

 Логопед: «Посмотри на карту, на ней изображены  разные картинки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Давай все их назовем. Я буду называть слово, а ты повторяй за мной». (Логопед называет слова, просит ребенка объяснить их значения, при необходимости объясняет их ребенку).

Картинки: долина, калина, малина, улитка, улица, столица, Полина, Галина, калитка, билет, балет, зелень, олень, полено, колесо, телега.  

4. Игра: «Повторяем парами» на автоматизацию звука [ль] в середине слова.

Логопед называет изображенные на листе картинки парами  и ребенок повторяет за ним: калина – малина; Полина – Галина; улица – столица; полено – колено и т. д.

5. Игра: «Назови ласково» на закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением».

Логопед называет изображенную на листе картинку и её уменьшительно-ласкательную форму. Ребенок повторяет за логопедом: калина – калинка,  малина – малинка, билет – билетик, телега – тележка, и т.д.

6. Игра: «Скажи по-спортивному» на автоматизацию звука [ль] в середине слова.

Олень – олень – олень – олень – олень;

Телега – телега – телега – телега – телега, и т. д.

7. Физ. Минутка «Я на скрипочке играю» для предотвращения утомления.

Я на скрипочке играю,

ТиЛи-тиЛи-тиЛи. (Показываем, как играют на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке,

ТиЛи-тиЛи-тиЛи. (Прыгаем.)

А теперь на барабане.

Бум-бум-бум, (Хлопаем в ладоши.)

Трам-трам-трам! (Топаем ногами.)

В страхе зайки разбежались по кустам. (Присели.)

 

8. Игра: «Веселая рифма» на закрепление произношения звука [ль] в словах.

Логопед: «Послушай и закончи чистоговорку в рифму».

Лиина – лина – лина – сочная… (калина, малина);

Лиину – лину – лину – любим мы … (калину, малину);

Литка – литка – литка – у нас живет… (улитка);

Лет- лет- лет – купим мы … (билет);

Легу – легу – легу – починим мы … (телегу).

 

 

9. Стихотворение на развитие фонематического слуха.

Логопед: «Внимательно послушай стихотворение. Запомни и назови слова, в которых ты услышал звук [ль]».

МетеЛи летеЛи,
ЛетеЛи метеЛи,
СтелиЛи в доЛинах
Из снега постеЛи.
КружиЛи, меЛи,
ЗавываЛи метеЛи,
Над лесом, над поЛем
ГудеЛи и пеЛи.

 

10. Игра: «Веселый счет» на закрепление навыка согласования существительных с числительными .

Одна улитка – две улитки – три улитки – четыре улитки – пять улиток;

Один билет – два билета – три билета – четыре билета – пять билетов, и т. д.

 

 

Итог занятия

Логопед: «Ты сегодня хорошо потрудился, молодец! Давай придумаем десять слов со звуком [ль] в середине или в конце слова».