Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

23.09.2023 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый безопасности дорожного движения «Водитель. Пешеход. Дорога»
23.09.2023 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Дети! Дорога! Жизнь!»
22.09.2023 г.
Всероссийский конкурс социального рисунка, посвящённый безопасности дорожного движения «Советы...
21.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая кошкам (из цикла «Приключения воробышка...
20.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству С. Михалкова (Из цикла викторин «...
19.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству А.С. Пушкина (из цикла «...
18.09.2023 г.
V Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера...

Программа «Индивидуальный образовательный маршрут «Кружевная тропинка»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Московский»

 

 

 Программа «Индивидуальный образовательный маршрут «Кружевная тропинка»

 

 

 

ФИО автора: Копылова Марина Анатольевна,

МАУДО «ДЮЦ «Московский»,

высшая категория

Должность: педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Для развития одарённости в любой области, ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения.  Внедрение маршрутной системы позволяет создать такие условия, которые обеспечивают активное стимулирование одарённой личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития.

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная образовательная программа, предназначенная для работы с конкретным обучающимся, направленная на развитие его индивидуальных способностей, которая поможет ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.  Индивидуальный образовательный маршрут «Кружевная тропинка» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская кружева»  имеет художественную направленность и является её продолжением.

Актуальность.

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие способностей обучающейся  Кожекиной Юлии через учебно-исследовательскую, проектную, конкурсную, выставочную деятельность. Маршрут направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности и направлений интересов в области художественного творчества средствами детского творческого объединения «Мастерская кружева».

         Психолого-педагогический портрет обучающейся.

По результатам анкетирования родителей, педагогического наблюдения, диагностики психолога у обучающейся были выявлены следующие качества:

  • целеустремленность – способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели;
  • любознательность – проявляется в поиске новой информации, в неугасающей исследовательской деятельности;
  • решительность, предприимчивость; 
  • предпочтение заданий, связанных «с игрой ума», фантазирует, любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов;
  • творчески и художественно одарена.

         Объем и срок освоения индивидуального образовательного маршрута.

По согласованию с родителями (законными представителями) и самой обучающейся, определяется время, которое необходимо затратить обучающейся на освоение базовой и специальной программы, в соответствии с поставленными целями и задачами.

Срок освоения – 8 месяцев. На полное освоение потребуется 64 часа, включая конкурсную и проектную деятельность. 

         Форма обучения. Очная, с применением дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса.

Зачисление обучающейся на программу осуществляется по результатам психолого-педагогических диагностик. Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает индивидуальную форму работы. 

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в год – 64, 32 учебные недели. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка на одну обучающуюся - 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность.

Индивидуальный образовательный маршрут «Кружевная тропинка» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская кружева» составлен таким образом, чтобы одарённая обучающаяся могла овладеть всем комплексом знаний по организации  деятельности художественной направленности, выполнения проектной-выставочной работы «Салфетка «Цветочные мотивы»,  сформировать своё портфолио, усилить поисково-исследовательский характер содержания обучения, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки работы с коклюшками, инструментами и оборудованием.  Обучающаяся получит дополнительные знания в области кружевоплетения на коклюшках, что в конечном итоге, поможет обучающейся включиться в социальную практику, поможет быть яркой индивидуальностью среди сверстников в современном мире.

         Практическая значимость.

Используя данную образовательную технологию, обучающаяся разработает проектно-выставочную работу «Салфетка «Цветочные мотивы».      

Содержание индивидуального образовательного маршрута построено таким образом, что обучающаяся под руководством педагога-наставника сможет не только создать выставочную работу, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, схемам, сколкам, но и, проводя исследования, узнать новое о значении свадебного рушника в жизни человека и его применении в наше время. Обучающаяся примет участие в выставках и конкурсах муниципального, областного и всероссийского уровня, что поможет развить её креативные способности, получить важные фундаментальные знания, разовьёт навыки организации и проведения исследований, что безусловно будет способствовать успехам в дальнейшем художественном образовании, в будущей работе.

         Роль родителей (законных представителей) обучающейся в реализации маршрута.

Предусматривается участие родителей в разработке маршрута, определение целей, совместной практической деятельности со своим ребенком.

         Определение цели и задач.

Цель. Создание условий для самовыражения и самореализации творческого потенциала личности ребенка в социальной и художественной деятельности. Выполнение работы «Салфетка «Цветочные мотивы».

         Задачи 

Образовательные:

  • сформировать опыт передачи и выражения творческой мысли через эскиз, рисунок, сколок, кружевное изделие;
  • научить разрабатывать и реализовывать творческие проекты;
  • овладение знаниями организации и ведения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • научить организации выступлений на конкурсах, выставках, различных площадках. 

Развивающие:

  • развивать нравственно-эстетические и духовные качества личности, способствующие успешной самореализации;
  • развивать творческие способности обучающейся в процессе проектно- исследовательской деятельности, познавательный интерес и способности на основе включенности в активную познавательную деятельность;
  • развивать умения и навыки личностного и профессионального самоопределения обучающейся;
  • сформировать потребность участия в общественно полезной деятельности;
  • сформировать устойчивую мотивацию к самостоятельному творческому поиску и воплощению замыслов и идей в творческом процессе;
  • развивать интерес к освоению техники кружевоплетения на коклюшках;
  • развивать способности ребёнка в области художественного творчества;
  •  

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
  • воспитывать волевые качества: целеустремленность, выдержка, дисциплинированность, трудолюбие, терпение, аккуратность;
  • воспитывать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
  • воспитывать чувства уважения и бережного отношения к русской народной культуре и традициям;
  • воспитывать терпение, чувство ответственности.

Основные формы и методы.

На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.  Используются такие педагогические технологии как обучение индивидуализация и дифференциация обучения, проектные и учебно-исследовательские методы обучения, информационно-коммуникативные технологии. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельностный подход, который способствует применению знаний и умений, полученных при изучении программы, и интегрировать их в процессе работы над проектом.

На занятиях используются следующие формы работы: индивидуальные занятия, практическое занятие, проектная и исследовательская деятельность, выставки творческих работ, конкурсы.  

Формы организации учебной деятельности: учебные и практические

занятия.

Методы обучения, применяемые в ходе образовательного процесса (используется классификация методов по типу познавательной деятельности):

  • метод практического обучения, где в учебной работе осуществляется освоение умений и навыков, связанных с проектировочной и исполнительской работой, осуществляется поиск художественного и технического решений;
  • метод словесного обучения: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия о правильности выполнения кружевного элемента, изделия в целом. С его помощью описывается техника движений рук, коклюшек, дается терминология, историческая справка и др.;
  • наглядные методы обучения: показ иллюстраций, демонстрация образцов, показ-рисунков, схем, графических изображений, приемов работы, дидактических материалов, натуральных объектов, пособий;
  • практические методы обучения: практические работы, упражнения и др.;

Также используется классификация методов по типу познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учебного материала, показ видеофильмов, фотографий, элементов изделий, разных техник кружевоплетения;
  • частично-поисковый метод, приобщение учащихся к исследовательской деятельности, расширение теоретических знаний с помощью литературы;
  • эвристический метод, самостоятельное изготовление кружевного изделия;
  • метод интеграции, который позволяет соединить элементы различных предметов: дизайна, черчения, информатики, что способствует рождению качественно новых практических знаний и умений;

Обучение техникам кружевоплетения происходит путем практического показа и словесных объяснений, при наличии специального оборудования можно организовать просмотр видео.

Планируемые результаты. 

Обучающаяся должна знать:

  • значение салфеток в русских традициях;
  • технологию изготовления решётки «Домик»;
  • технологию изготовления насновки;
  • технологию изготовления элемента «Паучок»»;
  • технологию изготовления салфетки «Цветочные мотивы».

Обучающая должна уметь:

  • изготавливать решётку «Домик»;
  • изготавливать насновку;
  • изготавливать кружевной элемент «Паучок»;
  • изготавливать салфетку «Цветочные мотивы»;
  • уметь выполнять учебные исследования, проектные работы;
  • уметь работать с различными источниками;
  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

Обучающаяся должна владеть:

  • навыками плетения кружева на коклюшках;
  • исследовательскими умениями и навыками;
  • навыками самостоятельной работы.

Механизм оценивания образовательных результатов. 

Перечень диагностических методик, с помощью которых данный результат будет замеряться: наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений обучающейся. 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, проектная работа, диплом, материал анкетирования и тестирования, портфолио обучающейся, фотографии, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат) и др.

         Формы подведения итогов, результативности работы.

Результатом занятий по индивидуальному образовательному маршруту «Кружевная тропинка» будет способность обучающейся к созданию творческого проекта «Салфетка «Цветочные мотивы». Проверка результативности работы участие в выставках и конкурсах разного уровня. Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка, портфолио, презентация проекта обучающейся, участие в выставках и конкурсах. 

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, выставка, конкурс, защита творческого проекта, портфолио. По итогам учебного года защита проекта (в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и выполнению учебного проекта или исследования обучающимися МАУДО ДЮЦ «Московский»), презентация портфолио (в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию портфолио обучающегося МАУДО ДЮЦ «Московский»).

Организационно-педагогические условия реализации.

  1. Материально-техническое обеспечение:
  • индивидуальное рабочее местом для занятий в аудитории;
  •  
  •  
  • видеокамера;
  • цифровой фотоаппарат;
  • швейная машинка для сшивания рушника;
  • офисная цветная и белая бумага;
  •  
  •  
  • иглы для зашивки;
  • катушечные нитки №10, №45;
  • нитки мулине;
  • нитки армированные;
  • нитки «Ирис»;
  • нитки швейные;
  • нитки металлизированные;
  •  
  •  
  •  
  • крючки тонкие;
  • ножницы для ткани;
  • емкость под булавки;
  •  
  • сантиметровая лента;
  • утюг (для утюжки изделия).
  1. Кадровое обеспечение реализации маршрута.

По данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.

Педагог, реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

  • имеет высшее педагогическое образование;
  • владеет навыками и приёмами организации занятий;
  • знает физиологию и психологию детского возраста;
  • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
  • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся;
  • умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся;
  • систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.

3) Дидактическое обеспечение реализации программы. 

  1. Презентации «Кружевные промыслы», «Мода в жизни человека».
  2. Альбомы с фотографиями.
  3. Иллюстрации с профессиями «Кружевница».
  4. Памятки «Как вести себя в общественных местах».
  5. - Инструкционные карты и схемы технологических приемов плетения.
    - Шаблоны.

- Репродукции.

- Открытки.

- Наглядное пособие «Технический рисунок».

- Схемы, иллюстрации книг, фотографии.

  1. Интернет ресурсы:

 - http://stranamasterov.ru

 - www.dop-obrazowanie.narod.ru

  1. Методические разработки:

- игровые методики.

  1. Компьютерные презентации:
  • «Технический рисунок».
  • «Международные конкурсы».
  • «Основы плетения кружева».
  • «Вологда-кружевной промысел».
  • «Моя образовательная программа».
  • «Выставки и конкурсы Всероссийского и Международного уровня».

 

Календарно-тематический план.

 

         Педагог совместно с обучающейся и родителями подбирают темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающейся, а также включает работу по проектной, исследовательской, конкурсной и др. деятельности.

 


темы

Дата

Содержание (название раздела, темы программы)

Форма организации деятельности обучающегося

 

Форма контроля

Всего

Теория

Практическая работа

Самостоятельная работа

Консуль

тации

Раздел 1. «Территория творчества». Вводное занятие. Техника безопасности. Входной контроль ( 2 часа)

1

октябрь-май

Вводное занятие. Техника безопасности

2

1

1

 

 

Устный опрос

Раздел 2. Тренинг на креативность. Материаловедение (2 часа)

2

октябрь-май

Тренинг на креативность. Подбор ниток

2

1

1

 

 

Устный опрос

Раздел 3. Сцепная техника плетения. Салфетка «Цветочные мотивы»  (58 часов)

3

Октябрь

Салфетка «Цветочные мотивы. Намотка ниток на коклюшки

2

1

1

 

 

Устный опрос

4

Октябрь-ноябрь

Салфетка «Цветочные мотивы» Плетение решётки

8

1

7

 

 

Опрос,

Выполнение практической

работы

5

Ноябрь-

Салфетка «Цветочные мотивы» Плетение  пологих поворотов

8

1

7

 

 

Опрос,

Выполнение практической

работы

6

Декабрь-январь

Салфетка «Цветочные мотивы» Плетение

8

 

7

 

1

Выполнение практической

работы

7

Декабрь-январь

Плетение элемента кружева «Паучок»

2

1

1

 

 

Выполнение практической

работы

8

Январь-февраль

Салфетка «Цветочные мотивы» Отработка качества

8

1

7

 

 

Выполнение практической

работы

9

Февраль

Плетение элемента кружева «Паучок»

2

 

 

1

1

Выполнение практической

работы

10

Март-апрель

Салфетка «Цветочные мотивы» Плетение решётки в прошве

6

 

 

5

1

Беседа с педагогом

11

Апрель-май

Салфетка «Цветочные мотивы»

Плетение  крутых поворотов салфетке

8

 

 

6

2

Выполнение практической

Работы самостоятельно

12

Май

Плетение решётки в салфетке

6

 

 

5

1

Проверка предоставленной оформленной работы по теме учебного исследования

4.  «Созвездие талантов». Защита проекта. Выставка (2 часа)

13

Май

«Созвездие талантов»,

защита проекта, итоговая выставка

2

 

 

1

1

Результаты конкурсов, выставок .

Защита проекта.

 

 

Итого 

64

7

32

18

7

 

 

 

Содержание индивидуального образовательного маршрута

 

Раздел 1. Тема «Территория творчества». Вводное занятие. Техника безопасности. Входной контроль (2 часа).

Теория. Правила безопасности труда, производственной, санитарной, пожарной безопасности. Знакомство с режимом работы, правилами внутреннего распорядка. Правила поведения при пожаре, землетрясении. Знакомство с творческими планами, участием в конкурсах различного уровня.

Практика. Прохождение тестирования. Коммуникативные игры «Взаимные презентации», «Я люблю».

Раздел 2. Тема «Тренинг на креативность». Материаловедение (2 часа).

Теория. Понятие «креативность». Мотивация и нестандартность творческого мышления. Осознание и преодоление барьеров проявления креативности. Формирование навыков и умений креативным процессом. Развитие интеллектуального потенциала и творческого мышления. Творческие упражнения. Повторение цветового круга. Повторение цветового круга. Понятие «материаловедение».

       Практика. Выполнение упражнений на развитие креативности. Выбор цветовой гаммы ниток для работы. Изучение фактуры и качества ниток и материалов.

           Раздел 3. Тема «Сцепная   техника   плетения». «Салфетка «Цветочные мотивы». (58 часов).

         Теория. Организация рабочего места, правила безопасной работы с инструментом и приспособлениями. Повторение правил сцепной техники плетения. Применение рушников в оформлении интерьера, изделиях для свадебных церемоний. Подготовка сколка. Требования техники безопасности во время работы. Выбор цвета ниток. Пошаговая технология изготовления салфетки «Цветочные мотивы». Требования, предъявляемые к работе. 

Практика. Работа с литературой, сколком, схемой, намотка нитей на коклюшки. Выполнение кружева по сколку и технологической карте. Подбор сколка. Намотка ниток на коклюшки. Крепление сколка на барабан. Плетение салфетки, отработка качества плетения. Плетение решётки в салфетке и др.

Раздел 4. «Созвездие талантов». Защита проекта. Выставка работ (2 часа).

Теория. Организация рабочего места, правила безопасной работы в студии.

Практика. В рамках подготовительной работы изготовление учащимися афиш, объявлений, рекламы. Участие в оформлении выставки творческих работ, награждении. Оформление Портфолио, оформление выставки проектных работ.  Защита проекта.

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты федерального уровня:

  1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ от 03.04.2012 г. Пр-827.
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.
  3. Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.11 2015 г. № 1239 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.09.2021 г. № 1573).
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 02.07.2021 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021 г.).
  5. Приказ «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей» от 24.02. 2016 г. № 134.
  6. Приказ Минобрнауки № 804 от 31.08.2021 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2021/22 учебный год».
  7. Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений на 2021/2022 учебный год, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 № 715.
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

Нормативно-правовые акты регионального уровня:

  1. Концепция организации деятельности региональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Министром образования Калининградской области от 23.12.2019.

Нормативные акты образовательной организации:

  1. Устав МАУДО ДЮЦ «Московский».
  2. Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в МАУДО ДЮЦ «Московский».

Литература для педагога:

  1. Гончарова Т.А. Вышивание, вязание, поделки из кожи. М.: Знание, 2016.
  2. Даценко Л.М. Роспись тканей и набойка. - СПб.: 2016.
  3. Екшурская А.Т. Модная одежда своими руками. -СПб.: Комета, 2016.
  4. Еременко Т.И. Рукоделие. М.: Легпромбытиздат, 1992.
  5. Ерзенкова Н. В. Кроим, шьем, обновляем.- Минск.: Сказ., 2016.
  6. Ильинский M.M. Её величество мода. - Смоленск.: Русич, 2016.
  7. Максимова М.В. Школа рукоделия. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2017.
  8. Мода и стиль. Современная энциклопедия. - М.: Аванта, 2016.
  9. Donatella Giotti. Вышивка шёлковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. М.: АСТ – ПРЕСС, 2016.

Литература для обучающейся и родителей:

  1. Андреева И.А. Шитьё и рукоделие: познавательная литература. - М.: Большая российская энциклопедия, 2016.
  2. Андреева И.А. Энциклопедия. Шитье и рукоделие. Редкол.: И.А. Андреева (гл. ред.) и др.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
  3. Богуславская И.Я. Народное искусство: учебная литература. - СПб.: Государственный Русский музей, 2015.
  4. Воронова Л.О. Домашний декоратор. - М.: Эксмо, 2008.
  5. Владимировская А., Владимировский. П. Дизайн уютного интерьера. - Ростов н/Д: «Феникс», 2016.
  6. Диван Никерк. Объемная вышивка. Самая полная энциклопедия. Техника. Приемы. Изделия Dreamscapes in Ribbon Embroidery and Stumpwork Серия: Золотая библиотека увлечений. М.: "АСТ ПРЕСС".
  7. Климова Н.Н. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево М.: Изобразительное искусство, 2017.
  8. «Коклюшечное кружево» журнал №1, Москва 2018.
  9. «Коклюшечное кружево» журнал №2, Москва 2018.
  10. «Коклюшечное кружево» журнал №3, Москва 2018.
  11. «Коклюшечное кружево» журнал №4, Москва 2018.
  12.  
  13. Никодеми Г.Б. Рисунок. - М.: Эксмо – Пресс, 2015.
  14. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: Скрипторий, 2016.
  15. Полная энциклопедия женских рукоделий. Пер. с франц. –Т.: Изд. литература и искусства им. Г. Гуляма, 2016.
  16. Русское кружево (альбом на английском языке). Издательство «Аврора», 2014.
  17. Семёнова М.И. Мы - славяне: познавательная литература. - СПб.: Азбука, 2015.
  18. Третьякова Е.И. Русское кружево: литература .СПб.: Лениздат, 2016.
  19. Урываева И. Кружевоплетение на коклюшках. - М.: 2016.
  20. Чибрикова Р. О. Забавные подарки. - М.: Эксмо, 2016.

Интернет ресурсы:

https: //www.olimpiada.ru/

https://www.koiro.edu.ru/centers/tsentr-nepreryvnogo-obrazovaniya/meropriyatiya-s-uchashchimisya.php

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404825033/

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56828256/

Электронный журнал о кружеве «Коклюшка» http://vologdalace.ru/ezine1/index.html

Справочные странички сайтов: http://vologdalace.ru/links.html, http-- www.lace.ru-galery1.htmle?..., http://www.kruzhevo.ru/