Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

23.09.2023 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый безопасности дорожного движения «Водитель. Пешеход. Дорога»
23.09.2023 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Дети! Дорога! Жизнь!»
21.09.2023 г.
Всероссийский конкурс социального рисунка, посвящённый безопасности дорожного движения «Советы...
20.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая кошкам (из цикла «Приключения воробышка...
20.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству С. Михалкова (Из цикла викторин «...
19.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству А.С. Пушкина (из цикла «...
17.09.2023 г.
V Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе по теме: "Деньги и их функции"

Ситниковская СОШ филиал МАОУ ОСОШ №2

 

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе
по теме: "Деньги и их функции"

 

Иванова Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания 

 

Пояснительная записка
Актуальность:
Тема: «Деньги и их функции»
, занимает ключевое место в разделе  «Человек в экономических отношениях». На изучение темы отведено 2 часа, что позволяет наиболее полно раскрыть  теоретический материал и часть времени использовать для решения практических задач. Данная тема  включена в перечень заданий ВПР, ОГЭ  и направлена на формирование финансовой  грамотности обучающихся.
Цель: Создание условий для освоения обучающимися  ключевых понятий по теме, и применения  их при решении практических задач,  направленных на формирование финансовой грамотности.
Задачи:
- Раскрыть сущность понятий «деньги», виды денег, функции денег;
- Решать практические задания, применяя изученный материал;
 - Создать коллективный проект;
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы и формы: словесный,  наглядно-иллюстративный, поисковый, использование ИКТ.
 Индивидуальная работа, работа в группах, практическая работа, коллективный проект
 Педагогические технологии:
 Технология сотрудничества - работа в группах, решение практических задач.
 Информационно- коммуникативная технология,  презентация, мультфильм  «История денег»,
 Технология  проектов - коллективный проект «Правила пользования банковской картой».
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал для учащихся, презентация, печатные материалы, карточки-задания.
Планируемые результаты:
Предметные: Знание понятия «деньги», «цена», представление о механизме возникновения денег, характеристика видов и функций денег.
Метапредметные: Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, ставить цель, получать и оценивать результат. Способность анализировать реальные социальные ситуации, применять полученные знания при решении практических задач.  Выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в соответствии с социальными ролями, свойственными подросткам, подкрепление изученных положений конкретными примерами, определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Личностные:  Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, посильному и созидательному участию в жизни общества.
Эффективность занятия:
Для проведения учебного занятия созданы разноуровневые группы, подобраны дифференцированные практико-ориентированные задания, помощь и контроль  осуществляют  5 учеников – консультантов (по количеству групп), которые переходят из одной группы в другую и с каждой  разбирают   определённую задачу (всего 5 задач). В конце урока, ребята в  группах формулируют правила пользования банковской   картой, записывают на табличках, подбирают подходящую картинку и оформляют коллективный проект.
Сочетание теоретического и практического материала, считаю наиболее  приемлемой формой при проведении данного урока. Тема напрямую связана с формированием финансовой грамотности. На уроке, использованы различные технологии, методы и приёмы : ИКТ, технология проектов,  групповая, индивидуальная коллективная работа, что позволило  изучить большой объём материала и сделать процесс обучения наиболее интересным и эффективным.
   В ходе занятия  обучающиеся не только  получили первичные теоретические знания по теме, но и научились применять их на практике.
 
                                                        Используемая литература:
1. Л.Н.Боголюбов «Обществознание 7 кл».
2.  Как появились деньги. Мультфильм    https://www.youtube.com/watch?v=0oTBx2lNr74
3. Задания по финансовой грамотности РЭШ
4. http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanoe-predstavlenie-muha-biznes-ledi.html
     (Фрагмент «Муха-Бизнес леди»)
5. Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности  «Финансовая
     грамотность 5-9  кл»  https://media.prosv.ru/fg/
 
 
                                                        Технологическая карта урока
 
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент
Приветствует, проверяет готовность учащихся к уроку. 
 
Приветствуют, проверяют готовность к уроку.
Учащиеся распределены по разноуровневым  группам, выбран консультант.
II.Актуализация ранее изученных знаний
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III. Этап постановки целей.
 
 
 
 
 
IV.Открытие новых знаний и примене-ние их при решении практических задач
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
V. Этап первично-го закрепле-ния знаний
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
VI.
Рефлексия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
VII. Домашнее задание.
      Учитель обществознания:
Слайд 1
-Какую сферу жизни общества мы изучаем?
-Что она включает в себя?

-Назовите  4 составляющих экономики:
Слайд 2
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы:
 Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла  муха на базар
И купила самовар
И ещё купила дом
И кафе открыла в нём
Чашек, плошек накупила,
После вывеску прибила,
Что клиентов, мол, зовут
Посетить кафе “Уют”
Тут клиенты приходили,
Ели торты, кофе пили.
Удивлялися цене:
Мол, приемлема вполне.
За еду, за угощенье,
За конфеты, за печенье
Муха денежки берёт-
Так идёт за годом год.
А ещё продлятся годы-
Возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель,
Муха  та …? (предприниматель)
 1.Кем стала муха?
 2.Почему в её кафе много клиентов?
3.Как узнали клиенты об открытии кафе?
4.С какой целью муха открыла кафе?
5. С чего всё началось?

- Так о чём сегодня будем на уроке?
-Что бы вы хотели узнать о деньгах?
 
Учитель обществознания:
Тема урока:  Деньги и их функции.
Что бы вы хотели узнать на уроке?
Слайд 3
Слайд 4

 Проблемный вопрос:
Деньги решают всё?
Слайд 5
-Что же такое деньги? Лингвистический конструктор
Деньги - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Эквивалент -  нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Слайд 6
 
- Как появились деньги? Просмотр мультфильма.
Что раньше было эквивалентом денег?
Слайд 7
- Что вы знаете об истории денег на Руси?
Слайд 8,9
- Какие бывают деньги?
Составить схему: Виды денег
Слайд 10
- Каковы основные функции денег? Работа с учебником стр. 107
Слайд 11

Решение практических задач в группах
 (Приложение 2)
Физкультминутка

Проверка решения задач.
Слайды (12-21)
Учитель:  Всё чаще в современной жизни мы пользуемся безналичными -деньгами пластиковой картой.
- В чём преимущества?
- В чём опасность?
Давайте сформулируем правила пользования пластиковой картой.
Коллективный проект- плакат, методическое пособие « Правила пользования банковской картой»
Возвращаемся к проблемному вопросу, используя свой жизненный опыт, Учитель: решая задачи, используя свой жизненный опыт, вы поняли, что на деньги можно многое купить, их можно обменять на валюту других стран, их можно накопить, но нельзя купить здоровье, любовь, уважение, настоящую дружбу. Поэтому пусть они не станут вашей главной  целью в жизни.
Слайд 22
 
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Слайд 23
сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…
 
Обязательное задание:
§ 13, ответить на вопросы 1-3
По желанию: творческое задание
 4 стр112
 
 
Отвечают: экономическую сферу.
Банки, рынки, магазины.

Отвечают: производство, потребление, обмен,    распределение
 
 Читают, анализируют стихотворение,  отвечают на вопросы.
1.Кем стала муха? (предпринимателем)
2. Почему в её кафе много клиентов?
(Цены приемлемые)
3. Как узнали клиенты об открытии кафе? (Прочитали  вывеску)
4.С какой целью муха открыла кафе? (Заработать деньги)
5. С чего всё началось? (Муха денежку нашла)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Определяют тему, задачи урока.
Записывают в тетрадь
 
 
 
 
Высказывают предположения
 
 
Составляют определение в группах, помещаем на доску
 
 
 
 
Смотрят, отвечают на вопросы.
 
Высказывают предположения
   
Сообщение учащегося.
 

Составляют схему, используя печатные  таблички
 
Анализируют схему стр 107. Приводят  примеры
 
 
Решают, помогает ученик- консультант. Консультанты меняются (каждый проходит по всем группам, консультирует по определённой задаче)
Самооценка

Отвечают
Работают в группах, записывают на листах. Оформляют  общий проект на листе ватмана.

 
Высказывают предположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Продолжают фразы
 
 
 
 
 
 
 
 
Записывают домашнее задание.
 
                                           Приложение 1
                                      История денег на Руси
В конце X в. в Киевской Руси начинается чеканка собственных монет из золота и серебра.
Первые русские монеты так и назывались златниками и сребрениками. На монетах изображался великий князь киевский и своеобразный государственный герб в форме трезубца – так называемый знак Рюриковичей. Надпись на монетах князя Владимира  гласила: "«Владимир на престоле, а то его деньги».
После раздробленности в XII веке вместо денег появляются слитки драгоценных металлов - гривны..
Первый русский рубль - удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 граммов, грубо обрубленный по концам, появляется в 13 веке.
Только в середине XIV века, когда русский народ добился ослабления монгольского ига, вновь появились русские монеты. Деля рублевую гривенку на две части, получили полтины, на четыре - четвертаки. Из рубля делали мелкие монеты – денги.
Первые бумажные деньги появились в России в 1769 году, во времена правления Екатерины II. В то время они назывались ассигнациями и совершенно не были похожими на те, что есть сейчас. Они являлись скорее банковскими обязательствами, т.е. расписками на получение монет. Первые ассигнации имели невысокое качество, поскольку печатались на плохой бумаге  в составе печатного изображения был текст и нумерация. Поскольку ассигнации имели довольно простой вид их часто подделывали.
В российской истории известно множество денежных рефом: При Иване Грозном, Петре 1. Елизавете Петровне, реформы советского времени и новой России. И сегодня тоже происходят изменения в денежной системе  12 октября 2017 года в обращение введены новые  банкноты номиналом 200 рублей и 2000 рублей.
 
Приложение 2

Задача 1
– Если банк откажет в кредите, можно оформить заём в микрофинансовой организации (МФО), – заявила Оля. – Там никто не спросит справки о зарплате, а кредит выдадут по паспорту, причём немедленно и без всякой проверки. Вот смотрите, реклама одной из МФО, – Оля протянула рекламу родителям.
Сумма
Срок
Ставка в день
Рассмотрение
До 100 тыс. руб.
До 1 года
1 %
15 минут
– Очень интересно. Ты подсчитай сумму, которую тебе придётся вернуть МФО, и сумму, которую придётся переплатить за взятый заём, – предложил папа.
Какую сумму придётся вернуть МФО, если взять 100 000 рублей на 1 год на предлагаемых условиях с учётом процентов по кредиту (если в году 365 дней), и какова сумма переплаты? 
Проценты по кредиту, переплата  1000*365= 365000 руб,
Придётся вернуть 100000+365000= 465000 руб
 
Задача 2
Антон  вчера был на день рождении  у своего товарища Андрея. Придя домой, он рассказал, что родители Андрея ученые и часто ездят по работе за границу. Папа подарил Андрею 50 долларов, мама 50 евро, а бабушка 2000 рублей. Андрей хочет  купить новый ноутбук.
- Интересно, сколько у него денег в рублях и хватит ли их, чтобы купить ноутбук или нет? – спросил Антон у папы.
Мы должны помочь Антону ответить на вопрос, если 1 евро-76 рублей,  1 доллар- 70 рублей
3800+3500+2000=9300 -на покупку ноутбука денег не хватит

Задача 3
 
   Доход семьи Соловьевых в сентябре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время зимних каникул. Чему равнялись все расходы семьи в сентябре? Сколько денег удалось отложить на отпуск?
 
27600+6900+15800=50300р - расходы за сентябрь
65000-50300=14700р - отложили на отпуск
 
Задача 4
Мы так давно никуда не ездили на поезде, – включилась в разговор Катя. – Я так люблю этот вид транспорта!
– А я всегда мечтал полетать на самолёте, – оживился Андрей. 
– Ваши предпочтения, конечно, важны, но для пользы семейного бюджета необходимо рассчитать, какой вид транспорта будет наиболее финансово выгоден, – заметил папа. 
– А ещё на детские билеты и на поезд, и на самолёт предоставляется скидка 50 %, – заметила мама. – Но только детские билеты на поезд рассчитаны на детей до 10 лет, а на самолёт – до 12 лет. Это значит, что для девятилетнего Андрея в любом случае можно купить льготный билет, а для одиннадцатилетней Кати по льготной цене можно купить только билет на самолёт.
– Давайте подсчитаем, что для нашей семьи будет выгоднее с учётом этой льготы: если мы будем покупать самые дешёвые билеты на поезд по цене 1600 рублей или самые дешёвые авиабилеты по цене 1800 рублей? – предложил папа.
Поезд: 1600+1600+1600+800=5600
Самолёт:1800+1800+ 900+900=5400
                                                               Задача 5
Одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 рублей. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 рублей за моток. Другая  мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300 рублей и на бисер для украшения 120 рублей. Какую прибыль получила каждая мастерица?  1) 500-(5*60) =200   2) 700-(300+120) =280
 
Приложение 3
Лист самооценки

 
 
 
ФИ
1. Повторение, определение темы
2. Решение практических задач
3.Проект
Общая
сумма
баллов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                         
                         Для самооценки использовала монетки: золотая ( 5 талантов)- всё понял, усвоил материал;  серебряная  (3 таланта )-  не всё понял, остались вопросы;
медная (1  талант)- информацию услышал, но не всё понял. В конце урока считаем заработанные деньги.                
                                             Задания к проекту
 
                              Как обращаться с банковской картой
  1. При снятии денег с карточки в банкомате
 
  1. В магазине и общепите  
 
  1. Подключить
 
 4.При покупке товаров в Интернете
 
5.При разговоре  телефону  с посторонними лицами
 
 

Смотреть работу полностью