Лечебно-педагогическая работа в городском лагере
МБОУ ДО ЦВР «ПАРУС»
Самарская область, г.о.Самара
Лечебная педагогика в городском лагере «Радуга»
Сбитнева Светлана Юрьевна
Педагог дополнительного образования
Актуальность. В статье описывается опыт работы по организации и проведению летней смены эстетической, игровой, социальной направленности; обосновывается ее актуальность, а также обсуждаются достигнутые результаты. Основные принципы лечебной педагогики исходят из целостного понимания человека, где любое нарушение воспринимается как сбой равновесия на телесном, душевно-духовном или социальном уровне. Методы лечебной педагогики направлены на то, чтобы сбалансировать односторонне доминирующие процессы, и позволяют помогать детям с различными нарушениями и трудностями в обучении. Наряду с другими методическими подходами, лечебная педагогика является эффективным инструментом в развитии личностных компетенций и способностей быть детям социальными. Это большой пласт помогающих средств, современных гуманистически ориентированных методов и подходов в области обучения и воспитания, коррекции и развития. Работа с душевной сферой дает силы идти своим путем, справляться и жить полной жизнью. Лечебная педагогика совмещает в работе с детьми педагогические, психологические, медицинские и художественные подходы. Заложены эти основы в начале ХХ века и получили широкое распространение более чем 40 странах мира, в том числе и в России. В последнее время лечебная педагогика занимает устойчивое положение, как педагогика, логика которой во многом соответствует идеям инклюзивного образования. Летом 2022 года в Центре внешкольного развития «Парус» был организован лагерь дневного пребывания «Радуга». Особенностью смены стала работа лечебного педагога в составе воспитателей и включение в программу различных мероприятий, способствующих развитию у детей навыков командной работы, лидерству, как части командной работы, образного мышления, как способа преобразования существующих идей, эстетического восприятия, как способа развития мышления, занятия искусством, как способа трансформации личности. Пожалуй, все мы , родители, обеспокоены успешностью своих детей. Дети много занимаются в школе, кружках в течение года. Приходит лето, ученики делают большой выдох. В данной статье мы осветим и покажем практическую значимость некоторых мероприятий, которые имеют в своей основе естественную деятельность ребенка, но являются терапевтическими и интеграционными. Перед нашим коллективом стояла задача организовать смену летнего городского лагеря, за которую ребята могли бы отдохнуть, набраться сил, так же, проработать стресс, накопленный за учебный год; интегрировать полученные в ходе обучения навыки. На наш взгляд, деятельность должна была быть организована ритмично, процессуально, все мероприятия должны отвечать следующим критериям: 1) Быть подвижными, развивать ловкость, восприятие собственного тела, умение принимать решение и действовать 2) Занятия должны быть связаны с искусством и творчеством, как навык к трансформационному взаимодействию 3) Иметь социальную направленность Чередование деятельности отдыха является естественным для человека ритмом. Соблюдение этого критерия позволяет сохранять, а не исчерпывать свои ресурсы. Позволяет быть деятельным и в тоже время наполняться энергией и новыми идеями, вдохновением, быть результативным. На наш взгляд, в современном контексте процессуальность является важным аспектом. За время экономических кризисов, вынужденной изоляции стало очевидным, что «достигаторство» не обеспечивает стабильности и устойчивости в жизни и имеет короткую перспективу. Нахождение в процессе поддержано самой жизнью. Жизнь-это процесс, а не достижение цели. Ввиду этого, педагогами нашего центра был проанализирован состав группы детей. Отмечено, что были те, кто хорошо владеет двигательными навыками, были те, кто в меньшей степени владеет «своим телом». Как правило, у таких детей наблюдается разбалансированность ритма, некоторые трудности с успеваемостью в общеобразовательной школе. Таким образом, встала задача по работе с базовыми чувствами. Важность развития осязания, движения, равновесия, чувства жизни (интереса), которые мы получаем через тело в современной нейропсихологии, нейрофизиологии и прочих науках не вызывает сомнения. На основе этого одной из предложенных детям игр, стали прыжки через большую скакалку. Задания были различны. Сначала необходимо было пройти под крутящейся скакалкой, чтобы она не задела, затем повторить упражнение в паре. Далее, с разбега впрыгивать по одному, по несколько человек. Необходимо отметить, что задание воспринималось детьми как игра и выполнялись с большим интересом, что важно для дальнейшего устойчивого результата в формировании восприятия своего тела, как основы развития познавательной деятельности в будущем. В процесс были включены разновозрастные дети от 7 до 12 лет, мальчики и девочки. Что удалось отследить в педагогическом плане во время прыжков через скакалку? 1) Умение/не умение встраиваться в процесс 2) Отслеживать и соблюдать/не отслеживать, не соблюдать заданный темп 3) Быть терпеливым/не терпеливым к чужим неудачам 4) Поддерживать/ не поддерживать другого 5) «Не выпячивать себя»/застревать на интересах своей личности 6) Стать лидером/не стать лидером, способным повести за собой, организовать остальных. Таким образом, в прыжках через скакалку, одни проработали недостающий физический навык, другие дети проработали социальный навык, где успех группы, успех каждого важнее личного. Необходимо отметить, через направленную игру дети, естественным образом, без внутреннего сопротивления, получая свой личный опыт, учатся принятию, формированию среды, в которой каждый одинаково ценен, никто не исключен, у каждого своя история успеха внутри одного коллектива. Отличительной чертой такого терапевтического воздействия является то, что одновременно задействуется три центра Мышление-Чувство-Воля. Ребенок самостоятельно формирует суждение, навык. Хочется отметить еще одно мероприятие, в котором ребята проявили себя и получили возможность социального контакта -это день России. Группе было предложено подготовить свое понимание праздника. В результате ребята подготовили и разучили танец. Возможность придумать что-то, сотворить всем вместе, малым сообществом, на тему значимого дня для огромной страны, дает ощущение себя частью чего-то большего; ощущение причастности, собственной значимости, что важно для дальнейшего развития сообщества. Так же, в один из дней ребята посещали Театр Юного зрителя. Самарский ТЮЗ является старейшим театром города со своими традициями. Неоднократный победитель театральных конкурсов, организатор известного театрального фестиваля « Репка». Нам посчастливилось попасть на спектакль « Кот в сапогах» . Вместе с действующими лицами мы проживали череду событий. Авторами постановки было предложено оригинальное прочтение произведения, что позволило увидит зрителям «как можно по-другому». Подводя итог, необходимо отметить, на начало деятельности смены 20% воспитанников имели трудности в ритмической деятельности, 15% с трудом поддерживали предлагаемые условия игр, занятий, 90% процентов старались «уйти» в виртуальные игры на телефоне. По завершении смены, все дети смогли включаться в ритм заданной деятельности сообразно своим возможностям, только 5% процентов кратковременно «уходили» в виртуальную игру, вся группа принимала участие в совместных творческих заданиях. Терапевтические мероприятия, для смены в лагере дневного пребывания « Радуга» выбраны по принципу естественной физической , художественной деятельности, дающей пищу для самостоятельного творчества, размышлений. Работу лагеря мы строили на игровой деятельности. На наш взгляд, основная задача такой деятельности – это то, что внешнее становится внутренним. Роберт Киосаки, в одном из своих интервью говорит о том, что игра- лучший учитель, быть в команде единомышленников, поддерживать друг друга , стимулировать к развитию является неотъемлемой частью успеха в будущем. Закончить статью хочется словами Фридриха Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человек лишь тогда, когда играет». Будем рады более широкому распространению нашего опыта.