Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

24.09.2023 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый безопасности дорожного движения «Водитель. Пешеход. Дорога»
23.09.2023 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Дети! Дорога! Жизнь!»
22.09.2023 г.
Всероссийский конкурс социального рисунка, посвящённый безопасности дорожного движения «Советы...
21.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая кошкам (из цикла «Приключения воробышка...
20.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству С. Михалкова (Из цикла викторин «...
19.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству А.С. Пушкина (из цикла «...
18.09.2023 г.
V Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера...

Конспект открытого урока музыки во 2 классе

МБОУ "Лицей №2" г.Мытищи Московской области

Шумакова Наталья Ивановна,

 педагог высшей категории,

учитель музыки

 

 

 

Открытый урок по музыке  во 2 классе.

с использованием игровых и здоровьеоберегающих технологий.

 

«Путешествие в деревню Балалайкино».

 

 

Цель урока :

сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой вокально и на русских народных инструментах. Тема урока входит в раздел программы Ригиной Г С  «Русские народные песни и пляски». Урок связан с предыдущими и опирается на знания, полученные детьми ранее, а так же на отечественную музыкальную культуру ( в том числе и на современную), что делает естественным и органичным приобщение детей к народной музыкальной культуре. (На уроке имеются элементы приобщения и знакомства  с музыкальной культурой  другого народа – Болгарии с целью выявить сходство  черт народной музыки) .

 

Вид урока — комбинированный.

 

По типу урок проблемно-развивающий, на основе использования технологии художественно – педагогической идеи (которая пройдет «лейтмотивом» через весь урок и получи развитие на каждом этапе урока ), создания и развития сюжета.

В основе построения сюжета урока —музыкальное путешествие, в котором ребята вспомнят, как одевался русский народ ( костюм ), как он шутил ( частушки, загадки ), как он плясал (пляски, хороводы ), ка играл на музыкальных инструментах ( народный оркестр в исполнении детей ), как он пел (русские народные песни, современные в стиле народных песен ), а так же дети познакомятся с музыкой другого, близкого нам по духу народа Болгарии ( театрализация болгарской народной песни ) для того, чтобы  осознать, что язык народной музыки понятен и без слов  любому народу, если эта красивая музыка выражает любовь к своей земле, Родине, народу.

Обучающим аспектом урока  станут :

 - сюжетно-игровые ситуации,

  - пластическое интонирование,

 - отгадывание загадок,

 -  исполнение песен,

  - театрализация сюжета песни,

  - звучание оркестра русских народных инструментов.

Процесс знакомства учащихся с русскими народными инструментами  будет протекать в живой форме слухового и игрового общения с музыкой. Будет организован оркестр с помощью несложного набора инструментов, игра на которых по силам практически каждому ребенку.

Сюжетность построения урока позволит  подвести учеников к осознанию и восприятию серьезного материала, а так же учтет психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1.обучающие:

            - Знакомство с русскими народными  костюмами, загадками, песнями, танцами,       музыкальными инструментами.

- Дальнейшее накопление слушательского опыта, восприятие различной по характеру  и жанрам народной музыки

- Исполнение знакомых и разучивание новых песен.

2. развивающие:

- Формирование у детей умения анализировать собственное психическое состояние после прослушивания музыки.

 

- Развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать средства музыкальной выразительности русской музыки ( на примере народной песни  пляски, старинной  народной и современной  музыкуи а также народной музыки Болгарии ).

 

- Развитие художественно-ассоциативного мышления, фантазии, эмоциональной сферы ребенка.

 

- Приобщение детей к коллективной импровизации в ансамбле.



                 - Развитие умения оперировать имеющимися знаниями в процессе анализа произведений русской музыки и фольклора.

                - Развитие творческого мышления и инициативности учащихся в процессе восприятия музыки.

                - Развивать чувство ритма, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.

3. воспитательные:

- Познакомить детей с традициями русского народа,

- Формирование у учащихся представления о едином культурном пространстве на основе объединения в одном занятии музыкальных произведений как образцов культуры разных народов.

- Формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений.

 - Способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству

 

Ожидаемые результаты:

            - воспитание культуры слушателя, зрителя, исполнителя;

- формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося через игровые ситуации;

- развитие творческого и интеллектуального потенциала ученика, путём ухода от стандартов мышления.
- повышение эффективности усвоения УУД посредством создания игровой  ситуации и нахождения пути решения творческой задачи с помощью ассоциативного мышления, фантазии, воображения.

- развитие навыка применения знаний и личного опыта на практике в нестандартной для ребят форме.

- формирование умения осваивать новый опыт, ориентир их деятельности – порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

УУД:

Регулятивные

– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;

– принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

– принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

Познавательные

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации
  • – соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);

Коммуникативные:

– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;

– понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

– контролировать свои действия в коллективной работе.

Личностные:

– эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;

– понимания значения музыкального искусства в жизни человека;

– положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;

         -  найти  возможность для творческой самореализации на уроке ;

Предметные результаты :

  – воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;

  • воплощать настроение музыкальных произведений в пении;
  • воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий;
  • различать более короткие и более длинные звуки,
  • выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений;-
  • чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;-
  • определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные);

     -       понимать значение музыкальных сказок, шуток.

 

Тип и форма урока:

- урок углубления и обобщения знаний по теме  3 четверти «Народные песни и пляски».

Методы:

  1. объяснительно - иллюстративный (рассказ, описание, беседа);
  2. проблемно-сообщающий (выявление и объяснение общих тенденций в стилевых и жанровых особенностях музыкальных произведений, в истории развития русской музыки, изложение материала с опорой на наглядность, музыкально — практические действия);

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. музыкальный центр
  4. фортепиано
  5. учебно-методическая литература по теме;
  6. подбор иллюстраций на соответствующую тематику;
  7. музыкальные примеры для пения;
  8. аудиоматериалы
  9. видеоматериалы
  10. русские народные музыкальные инструменты

 

Организация урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово– 3 минуты.
  3. Объяснение нового материалаи работа с ним рассредоточено в уроке в связи с театрализацией урока. Это будет : а)просмотр нового видео «Русский танец» И. Стравинского; 2)разучивание новой песни «Вышел как — то...»; 3) музыкальная игра «Какой голос у природы» (15 мин.)
  4. Вокально-хоровая работа – 10 мин.
  5. Повторение по всей изученной теме и закрепление изученного на уроке – 15 минут.
  6. Подведение итогов урока , самооценка детей – 7 минут.

Содержание урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово. (2 мин.)

У. -Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, какой красивый наш музыкальный класс ( вокруг расставлено много разных народных инструментов, народные игрушки ). Сегодня на нашем уроке мы отправимся с вами в необычное музыкальное путешествие - в деревню Балалайкино. На предыдущих уроках мы с вами слушали и пели много народной музыки, знакомились с традициями нашего народа : с его праздниками ( здесь можно вспомнить, какие же дети знают народные праздники – Рождественские святки, Масленицу ).Зимой работы у русского народа было не так уж много и можно было отдохнуть и повеселиться.

Моя родина – Россия!

Там озера голубые!

Удивительный народ

Песни русские поет!

- Перед тем, как нам с вами отправиться в путешествие, предлагаю переодеться в русские народные костюмы. А поможет нам в этом  ( Презентация …) .

- Итак, переодеваемся…(Разыгрываем , как мы одеваем народные костюмы : девочки красивые рубашки, яркие сарафаны, красные сапожки, на голову – головной убор или ленточку; мальчики красивые рубахи, подпояшемся , сапоги, картуз на голову с цветком от девушки ).

- Путешествие предстоит не простое, но я уверена, что нам оно доставит много удовольствия и будет интересным. Итак, в путь. Но на чем же мы будем двигаться ? Предлагаю для начала попробовать на поезде. Как же мы поедем?

( Вместе с учителем дети показывают , как едет поезд : руками показываем, как движутся колеса ( вращаем ими), а голосом : « Чух – чух…» сначала медленно, затем все быстрее и быстрее… « Ту –тууу…» Движения рук и произношение звука поезда должны совпадать по ритму у всех вместе.).

Итак, первая наша остановка  - деревня « Угадайкино». «Музыкальные загадки» (учебник  Ригиной  «Музыка.2 класс»,  стр.39 ). Давайте попробуем с вами отгадать загадки о русских народных инструментах :

1.В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь,

Звонкая, нарядная,

Русская двухрядная.( Гармонь ).

2.Заиграет, только тронь.

Как зовут ее ?...(гармонь)

Рада вам она играть.

Приглашает поплясать. (Гармонь )

3.Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду – ду , ду-ду-ду, да-да-да , да – да.

Вот так поет она всегда.

Не палочка , не трубочка.

А что же это ?...( дудочка ).

4.Ой, звенит она, звенит.

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка,

Это наша …(балалайка)

Балалайка, балалайка,

Весело играй-ка.

У.- Ну, молодцы, справились с загадками.

У.- Давайте же с вами сыграем на русских народных инструментах Посмотрите, какие они красивые.. Но мы будем не только играть на них, но еще и петь при этом. Поэтому давайте сначала повторим ту песню, которую будем петь( « Во поле береза стояла»). Для этого сядьте ровно, поем и слушаем друг друга и мой инструмент. ( Спели 1 куплет ).А теперь возьмем в руки каждый свой народный инструмент ( это ложки, колокольцы на запястье , на деревянной основе бубенцы, тамбурин, маракасы , бубен) . Теперь давайте попробуем первый раз сыграть показывая «шаг», т.е. сильную долю, а второй раз уже сыграем ритм песни. Следим за тем, чтобы у всех получалось одновременно, особенно на первом слоге «Лююю—ли». (В зависимости от результата можно предложить выбрать кого – то из ребят побыть дирижером – подирижировать « волшебной палочкой дирижера ).

  • Ну, что все справились? Я рада. А теперь давайте поиграем. Я буду говорить, а вы мне отвечайте муз. инструментами. ( Предложить ребятам пофантазировать, какой инструмент на кого похож, тем и сыграть. Обратить внимание на названия тех инструментов, которые будем использовать в игре, хором проговорить названия всех инструментов, показать приемы игры на каждом инструменте)
  • А теперь давайте поиграем. (игра «Какой голос у природы» )

- Над землей вставало доброе и ласковое солнышко (бубен – похож на солнышко).

Весело журчал ручеек (гусли), пролетела стайка воробышков (колокольчики).

Через полянку пробежали мама ежиха с маленьким ежиком (ложки).

Громко принялись за работу санитары леса – дятлы (трещотки).

Застрекотали кузнечики ( маленькие ложки).

А у самой воды затянули свои песни лягушки (ква-ква-ква - голосовая импровизация),

А им подпевали кукушки (ку-ку, ку-ку - голосовая импровизация).

-У каждого инструмента. Как и у каждого человека есть свой неповторимый голос. Послушайте и запомните, как они звучат.

У.- Ну, что, поехали дальше. На чем поедем? Предлагаю прокатиться на лыжах (показ движений на лыжах руками и ногами, при этом ритмично приговариваем: « Вжик-вжик…»).

У.- Ой, ребята, да там горка. Справимся? А ведь это наша следующая остановка – село «Говорилкино».

(Выполняем ритмическое упражнение из учебника ( стр.36 ) « Как под горкой, под горой») :

Произносим слова русской народной песни « Как под горкой , под горой», при этом будем хлопать короткие восьмые ноты- слоги – в ладоши, а длинные - четвертные - класть руки на колени :

«Как под горкой, под горой,

Торговал старик золой.

Картошка моя.

Вся поджаренная.».

- Я рада, что все справились с заданием.

- Учитель начинает петь:
                                           «Вы послушайте ребята,
                                             Нескладушечку спою
                                             Замест кренделя – баранки
                                             Проглотил мужик дугу.»

( дети определяют, что это – частушка. Определяют музыкальный характер частушек : веселый, озорной , быстрый, танцевальный )

А теперь давайте послушаем, что еще наш русский народ придумывал, когда хотел повеселиться  (дети читают простые небылицы ):
1. У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

2. Чепуха – чепуха
Это просто враки.

 Куры съели петуха,
 Говорят собак

3. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

4. Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом на перед

И поехал в огород.

- Ну, что, снова в путь. Теперь отправимся в деревню Плясовухино. На чем поедем? На телеге или на тройке с бубенцами да с ветерком?

(Дети выбирают последнее.) Изображаем езду на лошадях : клацаем языком топот копыт, руками ритмично показываем движение вожжей при движении на лошадях.

  • А пока мы едем, перед глазами мелькают деревни, села, города. А в них живет, трудится, поет и танцует русский народ. Давайте вспомним, как умеет танцевать русский народ. (показ слайдовпо фрагменту 15 — 20 сек. Эту презентацию дети уже прежде смотрели, но на уроке — обобщении возможно вспомнить ее сновав ускоренном режиме в качестве напоминанияее содержания).
  • Давайте вспомним, какие вы знаете пляски русского народа ( хоровод, пляски - импровизации, пляски — игры, боевые пляски ).
  • А еще, ребята, такие красивые русские танцы в своих собственных произведениях использовали наши русские композиторы. Композитор Игорь Стравинский в своем балете «Петрушка» (можно вспомнить — и дети это знают — что балет — это музыкальный спектакль, в котором танцуют ) показал, как танцует русский народ, (просмотр видео «Русский танец» ).

- Ну вот и вспомнили, полюбовались русскими плясками. Нам снова пора в путь. На чем же сейчас поедем? Ой, смотрите , как повалил снег. Наверное на саночках придется ехать к новой станции «Хутор Песенный». (Дети изображают, как они будут ехать на санях, на саночках по ухабам, по сугробам– руки вытягиваем вперед, маневрируем между сугробами « Вжиии – вжиии ). Ну, вот и прибыли. Давайте же исполним песню «Зима-красавица».

( Вся песня исполняется с музыкально-ритмическими и музыкально-пластическими движениями.)

Слова песни:

«Из далека-далека                (дети водят хоровод )

Так пушиста и легка

На траву и на дома               (поочередно левой и правой рукой показываем в разные стороны )

Прилетела к нам зима.         ( показываем , ка летит зима )

У зимы не мало дел,  (подпираем пальчиком правой руки щечку, а другой рукой, согнутой в локте поддердиваем правую руку )

Шапку снежную надел    (показ, как одеваем шапку )

На макушку сонный лес   ( показ, как спит лес – две соединенные ладони обеих рук прикладываем к щеке )

И в сугробы спать залез.  ( медленно приседаем) 

Припев: ( далее  дети поют и танцуют с уже разученными ранее движениями )

Зима, зима-красавица,     (руки вверх и вниз в соответствии с ритмом,

                                                                           делая при этом шаг вперед )

У нас тебе понравится.    (повтор движения : руки вверх и вниз в

                                                          соответствии с ритмом, делая при этом шаг вперед )

Скрипит снежок под сапожком,  (руки, согнутые в локте, лежат одна на другой ,

                                                         пружиним коленями. в конце притопнуть ножкой )

По речке ходим мы пешком.             (показываем, как идем ) и т.д..

Зима, зима-красавица,

Своим морозом славится,

С горы лететь – захватит дух,

Перевернулись санки – ух!

2.Как же к нам мороз придет?

Вьюга улицы метет,

Снег на голову летит,

Из трубы дымок пыхтит.

И повсюду там и тут

Горы снежные растут.

Побелело все кругом,

Будто лили молоко.

Припев.

У.-Ну, молодцы, ребята. Не устали? Давайте немного отдохнем, и вы мне напомните, какие вы знаете народные праздники и как их встречают. ( Рождество, Святки, Масленица,…Рассказывают, как их встречают.). Молодцы, ребята, Но не только в нашей стране любят петь и плясать. Есть такая страна - Болгария. В этой стране народ тоже  всегда любил петь, и у него есть очень красивые народные песни. Слова одной из них мы уже выучили.

(Можно попросить кого-то одного или всем вместе напомнить слова песни).

Разучивание новой песни.

У.- Ребята, слова песни вы знаете, а вот музыку еще нет. Послушайте, какая музыка подойдет характеру, к ритму этих слов .

(Далее идет музыкальная игра. Учитель играет 4 фрагмента музыки : 1. Грустный и плавный; 2.Очень подвижный и игривый; 3. Активный и маршеобразный, и . наконец 4.Настоящую мелодию песни. Дети отгадывают по характеру, по ритму, по настроению нужную верную мелодию. Если колеблются, можно предложить им попробовать подпеть, чтобы убедиться, что музыка не подходит. Или же , наоборот, подходит к этой песне)

Вокально-хоровая работа

- У. И сейчас мы разучим мелодию этой песни. Но перед тем, как начать петь давайте вспомним, что сидеть во время пения надо с прямой спиной, на краешке стула, так чтобы ноги стояли на полу, руки на коленях, дышим во время пения носом (так как будто вдыхаем тонкий аромат цветов), а самое главное слушаем инструмент и друг друга. ( Исполнение )

А вот теперь давайте ее разыграем.

Слова песни :

1.Вышел как-то поздно ночью я во двор.

Вижу кто-то шевелится, думал , вор.

Он туда, он сюда.

Я у стенки притаился и смотрю.

2.Как потом я расхрабрился, не пойму.

« Эй, сдавайся!»- громко крикнул я ему.

Он туда, он сюда.

Вдруг ко мне он подбегает…

Хрю, хрю, хрю. ( Движения должны соответствовать по смыслу словам песни, выражая ее шуточный характер ).

У.- Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие .Как вам понравилось?

Что же вы, ребята, узнали о народной музыке?

( Ответы…)

У. – Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки 7 нот.

На земле для нашей радости вечно музыка живет.

А теперь оцените свою работу на уроке .У каждого из вас по семь лепестков волшебного Семицветика. Подумайте, как каждый из вас работал сегодня на уроке и выберите свой лепесток. У нас есть более холодные (это фиолетовый, синий и голубой цвет ) и более теплые цвета ( это красный, оранжевый, желтый цвет ) . Холодные лепестки означают, что вам на уроке было не интересно или вы плохо работали. Теплые цветаозначают, что вы активно работали на уроке , и вам понравилось наша путешествие. Зеленый цвет означает, что вы затрудняетесь с ответом, у вас не получается еще оценить свою работу на уроке.

Выбранный вами лепесток вы приносите ко мне , и мы вместе его наклеиваем на лист, на котором нарисован большой цветок со срединкой, но без лепестков. И потом посмотрим, какой у нас с вами получится Цветик — Семицветик

 

 

Рефлексия:

          Что вы узнали нового на уроке?

-        Что вам особенно понравилось?

-        Какие чувства вы испытывали в ходе урока?

 

 

 Считаю, что цели и задачи урока были осуществлены:

Работа учащихся в группах, исполнение ритмического аккомпанемента на музыкальных шумовых инструмента.  Освоение особенностей народной музыки  в процессе художественно-творческой деятельности.Слушать и определять музыкальные фрагменты. Ссравнительный анализ, выявление характерных черт народной песни. Акцентирование внимания учащихся на повторы фраз, распевание слогов, куплетную форму в русских народных песнях через работу над чистотой интонирования.

 

-

 

 

Ресурсы: 

http://www.radost-moscow.ru/?page=narodnye

http://ru.wikipedia.

http://rodnaya-tropinka.ru/russkie-narodny-e-muzy-kal-ny-e-instrumenty-detyam-o-russkih-traditsiyah/ картинки русских народных инструментов

http://ethnodrums.ru/blogi/2011-0ты4-27-19-49-47.html  русские национальные инструменты

http://900igr.net/zip/muzyka/Russkie-narodnye-instrumenty.html презентация

http://music-education.ru/krossvord-na-temu-russkie-narodnye-muzykalnye-instrumenty/ кросворд

http://velesovskazes.ucoz.ru/news/volynka_video/2014-12-18-580 русские народные инструменты+ видео