Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

21.02.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Весенние мгновения…»
21.02.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Чудесная весна!»
21.02.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Весна»
21.02.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ для дошкольников «Я люблю свой детский сад!»
21.02.2024 г.
Всероссийский фестиваль рисунков и поделок «Весенних дней пришла пора!»
21.02.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «И мы в рядах Бессмертного полка...»
21.02.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне «Давайте...

Художественное творчество детей как средство развития народной культуры

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Волжского муниципального района Республики Марий Эл

 

Художественное творчество детей как средство развития народной культуры

 

Онеева Лидия Александровна

Методист

 

 

Художественное творчество детей как средство развития народной культуры

 

В современном мире традиционная народная культура обрела официальный статус и стала составной частью национальной политики страны.Внастоящее время в Российской Федерации определен курс на сохранение и возрождение национальных традиций; установлены приоритеты, определены основные цели и задачи образования, среди которых: -  воспитание патриотов России, уважающих права и свободы человека, и обладающих высокими моральными качествами;

-  сохранение исторической преемственности поколений, распространение и развитие национальной культуры;

-  формирование у нового поколения гуманистического мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений. Также нужно отметить, что полноценное образование (и основное, и дополнительное) в наше время невозможно без изучения этнической истории и культуры, так как именно оно способствует обеспечению преемственности поколений, участвует в сохранении народных традиций, помогает в воспитании уважения к нашему историческому и культурному наследию. Сегодняшняя система образования, разумеется, нуждается в этом.

Сложно переоценить значимость народной культуры в воспитании новых поколений. Учитывая специфические особенности народностей, это образование воспитывает уважительное отношение к национальным культурным ценностям. Сейчас это крайне необходимо — в сегодняшних условиях снижения духовно-нравственной культуры, обострения межнациональной напряженности как никогда важным становится обучение молодежи, привитие ей таких моральных качеств, как сострадание, гуманизм, милосердие — а ведь это и есть основа нравственного воспитания наших предков. Содержание современного этнокультурного образования — это система знаний о национально-культурных ценностях, отражающих самобытность народа и его культуры. Очень важно изучать не только своё культурное наследие, но и знания о культурных истоках других народностей, потому что Россия — многонациональное государство. Это поможет лучшему и наиболее раннему усвоению детьми национальных и общечеловеческих ценностей.

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется в высказывании А. М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Учреждения дополнительного образования детей дают возможность глубже узнать традиции народной культуры, осознать, понять и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой (народные песни и танцы, декоративно – прикладное творчество, изобразительное искусство), в которой дети черпают нравы того или иного народа, обычаи и дух свободы народного творчества.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно – прикладное и изобразительное творчество должны наиболее полно отражаться в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. А для этого необходимо создать условия для того, чтобы дети могли заниматься художественным творчеством и знали истоки национальной культуры и искусства.

Художественное творчество – это неисчерпаемый источник мудрости, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, ее богатству, к людям и имеет ярко выраженные черты: традиционность, коллективный характер творчества, человечность, связь с окружающей жизнью. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое в простых формах раскрывает красоту окружающего мира. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре, учится понимать прекрасное, усваивает эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные и т.д.).

А педагог – проводник детей в большой мир искусства. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает приобщить детей к мудрому и удивительно богатому народному творчеству. Создавая образовательно – воспитательную систему Дома детского творчества, перед педагогами возникли вопросы: на формирование какого человека, каких личностных качеств должна быть ориентирована воспитательная деятельность нашего учреждения? Какие идеалы следует воспитывать у подрастающего поколения? Какими поведенческими нормами должны руководствоваться в воспитании детей родители и педагоги? На современном этапе неиссякаемым источником развития педагогической теории и практики, на наш взгляд, является народная культура с ее богатыми обычаями и традициями. В передаваемых из поколения в поколение песнях, танцах, народном прикладном искусстве нашло свое отражение богатство педагогической культуры народов.

На базе Дома детского творчества работают детские объединения «Мурпамаш», «Мурсескем», «Сескем» (руководитель – Осипов В.А.), «Алсаска» (руководитель – Степанова С.С.), в которых национально – региональный компонент внедряется в воспитание детей, во-первых, посредством изучения народной культуры, в первую очередь, фольклора (изучение танцев и песен народов). Ведь песни любого народа помогают детям почувствовать его сердце, раскрыть его душу.

Другой важной задачей деятельности вышеназванных детских объединений является укрепление дружбы детей разных национальностей. Яркий пример тому – посещение данных объединений детьми разных национальностей. Познание национальной традиционной культуры своего народа способствует взаимопониманию, формирует чувство доброжелательности и уважения к другому народу, что особенно важно для нашего многонационального района. Педагоги понимают важность изучения и осмысления культуры народов, их традиций, обычаев, творчества и стараются умело, педагогически правильно выстраивать свою методику использования их в воспитании детей.

Неоценимый вклад в развитие марийской культуры своего народа вносит самодеятельный композитор Вячеслав Андреевич Осипов, который использует в своей работе современные технологии. Вводя в мир образовизучаемых песен, знакомя детей с культурой родного края, Вячеслав Андреевич старается приобщить каждого ребенка к любви и уважению культуры родного народа с ее неповторимыми национальными традициями. Большое внимание в своей работе он уделяет разработке методических пособий – сборников-комплектов  с текстовым материалом и музыкальным приложением (компакт-диском с (+) и (-)), а текстовый материал – на двух языках: на родном и русском.

Познанием традиционной культуры своего народа занимаются и в литературных объединениях: «Сылнымутсескем» (руководитель-Сапаев А.А.), «Литературная гостиная» (руководитель – Николаева Г.М.), «Тулвий» (руководитель – Ильина Н.Д.). Воспитанники данных объединений создают свои произведения на родном языке, с которыми успешно выступают в различных районных, региональных конкурсах и фестивалях, а также активно печатаются в районной и республиканской газетах.Достижения обучающихся только радуют.

Воспитанники детских объединений декоративно – прикладного направления обучаются мастерству, которым издавна занимался наш народ. Почти во всех объединениях этого направления царит атмосфера творчества, взаимопонимания между детьми и педагогами. Нельзя не отметить высокий уровень профессионального мастерства руководителей детских объединений вышеназванного направления. Дети в объдинениях декоративно – прикладного направления занимаются резьбой по дереву (рук.-Поливин В.В.), живописью (рук. – Краснов А.Н.), вышивкой из бисера (рук.- Яковлева А.В.), вязанием крючком (рук-ли – Скворцова Е.И., Соловьева Н.А.). Кроме того, в детских объединениях «Мастерица» (рук.- Павлова З.И.), «Цветоводство и природный дизайн» (рук. – Мосунова И.Е.) дети создают красивые поделки из природного материала. Сколько любви и таланта вкладывают в своих воспитанников названные педагоги, создавая чудотворные образы природы нашего края, прекрасные изделия народного промысла. Такая плодотворная работа дает свои результаты.

Образовательные программы дополнительного образования детей «Шырча» («Истоки») (рук.-Михайлова М.М.) и «Свечечка» (рук.- Чернова А.Е.) построены с учетом национально – региональных компонентов, которые благоприятствуют для развития личности ребенка, его творчества, интеллекта, формирования духовного мира, основанного на нравственных началах, выработанных целой историей нашего народа.

Посещая открытые мероприятия, наблюдая за выступлениями детей детского объединения «Свечечка» на районном семинаре, можно сказать, чторебята совместно с педагогом вспоминают церковные праздники и праздники, несвязанные с православной религией, которые стали чисто народными. Каждый праздник марийского народа символичен, имеет определенный ритуал, сопровождается гулянием и песнями. В праздниках заключена мудрость народа, накопленный веками опыт. Праздники и обряды помогают познать жизнь родного народа, изучить культуру, нравственные законы жизни. Воспитанники с удовольствием обыграют любой праздник, ставят сценки, сопровождая их народными, а если это необходимо, и церковными песнями.

Педагоги Дома детского творчества – дружный коллектив единомышленников, находятся в постоянном творческом поиске новых форм работы с детьми, ежедневно открывают для ребят мир прекрасного, помогают подниматься по ступенькам мастерства. И им все по силам!.