Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

23.09.2023 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Дети! Дорога! Жизнь!»
22.09.2023 г.
Всероссийский конкурс социального рисунка, посвящённый безопасности дорожного движения «Советы...
21.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая кошкам (из цикла «Приключения воробышка...
20.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству С. Михалкова (Из цикла викторин «...
19.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству А.С. Пушкина (из цикла «...
18.09.2023 г.
V Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера...
17.09.2023 г.
Всероссийский литературно-творческий конкурс (из цикла «Двенадцать месяцев в году») «Начало осени...

Авторская разработка: Экспериментальная программа "Фантазия в танце".

"Школа искусств" в составе МБОУ "Гимназия №94" Московского района города Казани.

 

Авторская разработка: Экспериментальная программа "Фантазия в танце".

 

Жукова Наталья Николаевна

преподаватель хореографии

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
  1. Пояснительная записка ………………………………………………. 3
  2. Цели и задачи…………………………………………………………...6
  3. Учебно-тематический план ………………………...............................8
  4. Содержание программы ……………………………………………… 9
  5. Особенности построения уроков……………………………………. 20
  6. Организационно-педагогические условия реализации программы .21
  7. Формы подведения итогов…………………………………………… 22
  8. Список литературы…………………………………………………… 22
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Начальная школа – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в это время закладываются основы гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.   В этот период ребенок интенсивно растёт и развивается, движение становится его потребностью. В наше время дети подвергаются большой нагрузке в школе, по окончании уроков посещают кружки по интересам и до позднего вечера делают домашние задания. Кроме того, в свободное время сидят за телевизором или компьютером, предпочитая эти занятия прогулкам на свежем воздухе, что приводит к гиподинамии и чрезмерному психо– эмоциональному перенапряжению детей.  
Они борются с перенапряжением тремя путями:
  • находясь в постоянно сконцентрированном состоянии, что отражается в их напряженной походке, в мышечных напряжениях;
  • расслабляются настолько, то не слушают учителей, на переменах срывают агрессию друг на друге; и вместе с тем боятся отвечать на уроках, получить плохую оценку;
  • демонстрируя безразличие, как к учебе, так и к жизни вообще.
Они спокойны, не мешают учителям, не бегают на переменах, а в дневниках у них преобладает оценка «удовлетворительно».
Родители и учителя часто обеспокоены рассеянностью, плохой концентрацией внимания одних детей, и агрессивным поведением, и чрезмерной возбудимостью других. Учащиеся, особенно в младших классах жалуются на головные боли, тошноту, резь в глазах, усталость. Хронические стрессы (в школе, дома, на вечерних дополнительных занятиях) вызывают не только вегетативные функциональные расстройства, но зачастую могут приводить и к органическим изменениям внутренних органов.
Все чаще среди детей встречаются такие заболевания, как сутулость, сколиоз, косолапие, плоскостопие, нарушение координации движений, нестабильность нервной системы, вегето-сосудистая дистония. Зачастую они настолько зажаты, что не умеют даже от души посмеяться.
«Фантазия в танце» — программа начального обучения, посвящена развитию и коррекции физических качеств детей, раскрытию их творческих способностей средствами искусства. Ее отличительная особенность и новизна в объединении нескольких видов художественного творчества: музыку, слово, движение, изобразительное искусство. Известно, что целенаправленно используемая музыка при двигательной активности способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет момент наступления утомляемости. Если добавить сюда скороговорки, стихи на заданную тему, то овладение необходимыми двигательными навыками становиться еще более привлекательным для обучающихся. А выражение своих чувств, настроения на бумаге в виде рисунков может стать своеобразным диалогом между педагогом и ребенком. Педагог, используя методы рисуночной диагностики, может расшифровать рисунок и лучше понять внутренний мир ребенка, его чувства и переживания.
Актуальность программы в том, что в нее включены методы и приемы танцевальной терапии. На занятиях предлагается много физических упражнений, направленных на снятие мышечных зажимов. А с расслаблением тела постепенно начинает отдыхать и мозг. В танцевальных и художественных импровизациях выходят на поверхность бессознательные и эмоциональные переживания детей. Они могут вытанцевать, выплеснуть наружу накопившееся эмоциональное напряжение.
Данная программа основывается на следующих программах и методических разработках:
  • Дополнительная образовательная программа художественной направленности, модифицированного вида, однопрофильного содержания;
  • Положение о «Школе искусств» в составе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 94» Московского района города Казани;
  • Типовая программа «Ритмика и танец» для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств Министерства культуры РФ. Москва 2020 г. Предлагаемая типовая программа предусматривает традиционное комплексное обучение по различным направлениям: ритмика, классический, бальный, народный танец.
  • «Танцевально- экспрессивный тренинг» Т.А. Шкурко
  • «Танцевальная терапия » Э. Гренлюнд, Н. Оганесян
  • «Учебная гимнастика» Э. Баллингер.
Необходимость разработки данной программы вызвана тем, что:
  • В школьной программе с 2011-2012 учебного года было увеличено количество уроков физической культуры.
  • С каждым годом все больше детей по медицинским показаниям получают освобождение от занятий физической культуры.
  • Существующие образовательные программы акцентируют внимание на развитии физических качеств обучающихся и не рассчитаны на среднестатистического ребенка, не обладающего какими бы то ни было особенными хореографическими данными.
Также в них не рассматривается вопрос об эмоциональном раскрепощении и обще-эстетическом развитии детей.
  • В существующих программах не учтено психологическое воздействие упражнений, игр, танцев на учащихся.
  • В существующих психологических разработках нет связи психологии и хореографии для детей младшего школьного возраста.
  • Появилась необходимость в синтезе психологии, хореографии, музыки и рисунка для большей эффективности восприятия на уроке.
  • Благодаря занятиям по данной программе, адаптация первоклассников в новом коллективе проходит быстрее. Упражнения, направленные на сплочение и объединение класса, способствуют этому.
Образовательная программа «Фантазия в танце» имеет художественно-эстетическую и оздоровительно-профилактическую направленность.
Цель программы – содействие гармоничному развитию личности ребенка средствами искусства, как важное условие духовного становления личности.                       
Задачи:
Развивающие:
  • развитие интереса детей к занятиям хореографией;
  • укрепление физического и психического здоровья детей;
  • развитие фантазии у учащихся.
Обучающие:
  • формирование навыков самовыражения ребенка посредством элементов хореографии, согласно возрастным особенностям;
  • обучение навыкам правильного движения;
  • формирование художественный вкуса ребенка, стремление к прекрасному.
Воспитательные:
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, толерантности, внимательного отношения к окружающим.
  • воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движении.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В реализации данной программы участвуют дети 7 – 8лет.
Занятия проводятся в группах, количество обучающихся в группе составляет 12-15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, что составляет 34 часа в год.
Годовые требования и ожидаемые результаты освоения программы:
Требования:
  1. Упражнения для согласования движений с музыкой
  2. Танцевально-ритмическая гимнастика
  3. Строевые упражнения
  4. Танцевальные шаги и бег
  5. Общеразвивающие упражнения
  6. Музыкально-подвижные игры
  7. Танцевальные этюды и танцы
Ожидаемые результаты:
  • знание назначения зала хореографии и правила поведения в нем;
  • умение ориентироваться в зале, выполнять различные построения и перестроения;
  • умение ритмично двигаться в различных темпах и передавать хлопками и притопами ритмический рисунок;
  • знание о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики;
  • умение в танце - игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.);
  • умение выразить свои чувства и эмоции через движение;
  • умение подстраиваться под партнера в игре;
  • умение нарисовать свое настроение и скорректировать его при помощи рисунка;
  • понимание взаимосвязи музыки и танца, влияние музыки на характер движения.
 
УЧЕБНО- тематический план.
 
Тема  урока
количество часов
всего
теория
практика
1
Знакомство. Диагностика
1
0,3
0,7
2
Упражнение «Имя-движение».
1
0,2
0,8
3
Рисуночный тест «Звезды и волны».
Упражнение «Морская фигура замри»
1
0,3
0,7
4
Упражнение «На что похоже настроенье».
1
0,3
0,7
5
Цвет, музыка танец осени.
1
0,3
0,7
6
Танец отдельных частей тела
1
0,1
0,9
7
Упражнение «Ведущий- ведомые»
1
0,1
0,9
8
Передача эмоции, жеста, движения друг другу.
1
 
1
9
Согласованные движения.
1
 
1
10
Суставная гимнастика.
2
0,5
1,5
11
Хоровод. Групповой танец.
1
0,2
0,8
12
Упражнение «Пригласите танцевать»
1
 
1
13
Гимнастика для глаз
1
0,3
0,7
14
Цвет, музыка, танец зимы
1
0,3
0,7
15
Диагностика
1
1
 
16
Цирк. Музыка, цвет цирка
1
0,5
0,5
17
Артисты  животные
2
0,5
1,5
18
Артисты люди
1
0,2
0,8
19
Импровизация в паре (доминант - подчиненный) дрессировщики
1
0,2
0,8
20
Танец клоунов
1
 
1
21
Танец пингвинят
1
 
1
22
Упражнение «Зеркало». Два круга
1
0,2
0,8
23
Упражнение «Афиша»
1
0,2
0,8
24
Танец поварят
1
 
1
25
Цвет, музыка весны
1
0,3
0,7
26
Танец весны
1
0,1
0,9
27
Танец лягушат
1
 
1
28
Упражнение «Шмели и лебеди»
1
0,2
0,8
29
Упражнение «Променад»
1
0,3
0,7
30
«Угадай-ка»
1
 
1
31
Диагностика
1
1
 
32
Итоговое занятие
1
 
1
 
Итого
34
7,6
26,4
 
 
Содержание программы.
 
1.Знакомство. Диагностика.
На этом занятии происходит первое знакомство обучающихся с педагогом и с предметом.  Раскрывается понятие терминов «хореография», «пантомима», «коллектив». Рассказывается о правилах поведения на уроках. Дети выбирают себе комфортное место в зале.
Проводятся рисуночные тесты «Рисунок человека», «Моя семья», «Дерево», «Несуществующее животное».
Выполняется упражнение «Немного о себе»:
Дети и педагог встают в круг. Каждому предлагается мимикой и жестами показать то, чем он любит заниматься больше всего в свободное время (петь, читать, гулять, заниматься музыкой, спортом и т. д)
2.Упражнение «Имя-движение».
Упражнение развивает внимание, память и уважение друг к другу.
Дети встают в круг. Каждый ребенок называет свое имя и показывает движение, которое наилучшим образом его характеризуют. Затем педагог называет имя любого ребенка, а детям необходимо вспомнить какое движение его характеризует и исполнить его.
3. «Звезды и волны».
Дети садятся в круг, а педагог предлагает вспомнить лето, когда они купались в речке, пруду, море. Обсуждается какое бывает море, какой характер может быть у моря.
Прослушивание музыки и подбор музыки под разный характер моря.
Изображение движениями разный характер моря, в зависимости от той музыки, которая звучит.
Затем выполняется упражнение «Волны»:
Сначала дети, вслед за педагогом изображают волны. Волны должны быть ласковые. Затем, педагог предлагает по очереди «искупаться» в море. «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его. Когда все «волны» погладят «купальщика», он превращается в волну, и  в море «ныряет» следующий ученик.
Рисунок на тему «Звезды и волны».
Проективный невербальный тест «Звезды и волны» Аве-Лаллемант идеально подходит для определения тревожности, замаскированной депрессии и оценки образа внутреннего «Я».
4.На что похоже настроенье.
Дети и педагог обсуждают на какое время года, природное явление, погоду похоже сегодняшнее настроение. Какой цвет может быть у настроенья. Игра проводится по кругу. Затем педагог обобщает какое настроение сегодня у всего класса и детям предлагается нарисовать цвет их настроения.
5.Цвет, музыка и танец осени.
Беседы на темы: Какого цвета осень? Какое небо осенью, когда дождливо, солнечно? Какая музыка подходит для осени? Танцевальные импровизации под эту музыку. Выполняются упражнения «Дождь в лесу», «После дождя».
Упражнение «Дождь в лесу».
Упражнение направлено на развитие чувства эмпатии и релаксацию.
Дети становятся в круг – они «превращаются» в деревья в лесу.
Педагог читает текст, а дети выполняют действия.
Упражнение «После дождя».
Этюд на выражение радости.
Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом прыгают по лужам так сильно, что брызги летят в разные стороны.
6.Танец отдельных частей тела.
Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Педагог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен. Дети используют в танце названную часть тела, а другие части тела стараются держать неподвижными.
7.Упражнение «Ведущий- ведомые».
Упражнение на снятие напряжения в классе, создание доброжелательной атмосферы; эксперементирование с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого.
Группа выстраивается в ряд. Под музыку дети начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные ведомыми. В качестве ведущего ребенок спонтанно и свободно самовыражается, используя свою фантазию и свой танцевально- экспрессивный репертуар. Остальные дети следуют за ним, стараясь, как можно точнее, повторить его движения. Через некоторое время первый участник становится последним и ведущим становится другой ребенок. Упражнение продолжается до тех пор, пока все дети не побудут в роли ведущего.
Затем происходит обсуждение упражнения.
8.Передача эмоции, жеста, движения друг другу.
Упражнение направлено на совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; развитие воображения и эмпатии.
Дети стоят в кругу. Ведущий придумывает настроение (грустное, тоскливое, веселое, удивленное, озорное и т.д) и передать его следующему человеку невербально по кругу. Когда дети передали его по кругу, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится следующий ребенок.
Затем по кругу передается движение. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.
9.Упражнение «Согласованные движения».
Упражнение развивает внимательное отношение друг к другу, умение чувствовать партнера.
Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия: пилку дров, греблю в лодке, перемотку ниток, перетягивание каната, передачу хрустального бокала, парный танец и т.д. Затем обсуждается, у кого получился самый слаженный хороший показ.
10.Суставная гимнастика.
Направлена на разработку подвижности суставов, на увеличение амплитуды и укрепление связочного аппарата суставов, а также профилактику заболеваний и патологических отложений в суставах.
Комплекс упражнений
•  улучшает крово- и лимфообращение в организме.
• укрепляют мышечно-связочный аппарат позвоночного столба и мышцы конечностей;
• устраняют мышечные контрактуры (малоподвижность) и низкую подвижность суставов;
• увеличивают объем движения позвоночного столба, корректируют его искривления и дефекты осанки, способствуют разгрузке позвоночного столба и стимулируют восстановление нервов.
11.Хоровод. Групповой танец.
Упражнение направлено на развитие чувства защищенности, сопричастности, повышения групповой сплоченности.
Педагог рассказывает об истории происхождения хоровода, о значении этого танца в жизни разных народов.
Разучивание основных рисунков хоровода.
Затем, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения.
 
12. Упражнение «Пригласите танцевать».
Упражнение направлено на раскрытие способов вхождения в контакт и выхода из него; исследование способов вхождения в контакт и выхода из контакта; стимулирование активности и инициативы в установлении отношений с другими людьми.
Из всей группы по желанию выбирается один участник, испытывающий трудности в установлении отношений с людьми. Остальные участники садятся в круг. Задача центрального участника - вступить с каждым членом группы в контакт (пригласить на танец) и через некоторое время выйти из контакта. Задача партнера центрального участника - следовать чувствам «здесь и теперь». Задача остальных - наблюдать, отмечая наиболее характерные особенности взаимодействия центрального участника с партнером.
13. Танец глаз.
Гимнастика для глаз рекомендуется для улучшения кровоснабжения глазных яблок, нормализации тонуса мышц, для снятия зрительного утомления.
Все упражнения выполняются под музыку в виде веселого танца. Педагог для названия упражнений использует образы и ассоциации.
Горизонтальные движения глаз слева направо и наоборот.
Вертикальные движения вверх-вниз.
Движение глаз по диагонали
Круговые движения глазами
Интенсивное зажмуривание и расслабление глаз.
Частое моргание глазами.
14. Цвет, музыка, танец зимы.
Беседы на темы: Какого цвета зима? Какое небо зимой, когда снежно, солнечно? Какая музыка подходит для зимы? Танцевальные импровизации под эту музыку. Выполняются упражнения «Снежки», «Сосульки».
 
 
15. Диагностика.
Проводятся рисуночные тесты «Рисунок человека», «Моя семья», «Дерево», «Несуществующее животное».
16. Цирк. Музыка, цвет цирка.
Упражнение направлено на развитие воображения, выразительности движений, групповой сплоченности, произвольности.
Педагог объявляет, кто выходит на арену. Дети играют роль тех, кто был объявлен. Все организационные вопросы, от которых зависит выступление, дети решают сами.
17. Артисты люди.
Индивидуальная импровизация на заданную тему.
18. Артисты животные.
Индивидуальная импровизация на заданную тему. Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.
19.Импровизация в паре (доминант - подчиненный) дрессировщики.
Это упражнение дает возможность почувствовать себя в роли ведущего, и ведомого.
Дети разбиваются на пары. Один играет роль дрессировщика, отдающего команды, а другой, войдя в роль животного, выполняет команды дрессировщика. Затем участники меняются ролями.
20.Танец клоунов.
Разучиваются движения, имитирующие танец клоунов, а потом выполняются с соответствующим настроением и эмоциями.
Как правило, после этого упражнения дети испытывают радость и эмоциональный подъем.
21.Танец пингвинят.
Дети поют и танцуют, иллюстрируя движениями слова песни.
Танец- игра под песню «Пингвиненок»:
1.Это что за птица - пингвинёнок?
Плавает, ныряет как моржонок!
Босиком шагает он по льдам.
Только не летает никогда!
Припев:
Пин-пин-пингвинёнок, топ-топ-топ
Пин-пин-пингвинёнок, шлёп-шлёп-шлёп!
Пин-пин-пингвинёнок, ты куда пошёл?
Пин-пин-пингвинёнком быть хорошо!
2.Он съезжает с горки, пингвинёнок.
Ушибётся - плачет как ребёнок!
Ну-ка, вытри слёзки, молодец!
Вот тебе ледовый леденец.
 
22. Упражнеие «Зеркало»
Один из играющих – «зеркало», а другой – «дама» или «кавалер», собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.
Затем включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается «нарисовать» звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а другой– «зеркало» воспроизводит движения. При этом руки «художника», воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего «зеркального отражения», хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»).
Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае «зеркалу» нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а «художнику», рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные шарики, цветы и т.д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ, делать его наглядным и тем самым стимулировать двигательное фантазирование.
23. Упражнение «Афиша»
Дети выбирают роли животных или людей- артистов цирка.
Затем они, изображая походку выбранного героя, проходят по кругу и встают в позу для фото на афишу. В итоге выстраивается групповая фотография из участников упражнения.
24.Танец поварят.
Танец – игра, имитирующая работу поваров.
25. Цвет, музыка, танец весны.
Беседы на темы: Какого цвета весна? Какое небо весной, когда дождливо, солнечно? Какая музыка подходит для весны? Танцевальные импровизации под эту музыку.
Психологический этюд «Цветок».
Этюд на выражение радости.
Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету головку вслед за солнцем.
26.Упражнение «Волшебный сад».
Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» – ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении пьесы «цветы» должны снова закрыться в бутоны.
Упражнение «Бабочка и ветерок».
Один из играющих – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.
Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором «ветерок» управляет руками-«крылышками» «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.
27. Танец лягушат.
Танец- игра, направленный на укрепление мышц ног.
28.Упражнение «Шмели и лебеди».
Развитие способности чувствовать другого человека; 
осознание существования определенных барьеров общения; 
нахождение участниками «своего» ритма (экспрессивно-ритмического стиля движений); самопознание и взаимопознание; 
запуск интерпретационных процессов в группе; актуализация отношений в группе. 
Выполнение упражнения состоит из нескольких этапов. 
На первом этапе участники прослушивают музыку, вьщеляя в ней медленный и быстрый ритмы. Затем они танцуют, двигаясь спонтанно, но следуя лишь медленному ритму. Потом под ту же мелодию свободно самовыражаются, следуя быстрому ритму, отмечая для себя, какой ритм для них естественнее, ближе.
На втором этапе участники делятся на две группы, одна из которых - «шмели», а другая - «лебеди». Задача участников на этом этапе - понравиться
представителям противоположного стиля, показать свои лучшие стороны. Снова звучит музыка, и танцуют «шмели», двигаясь быстро и динамично. «Лебеди» тем временем наблюдают, выбирая себе пару. 
Затем танцуют «лебеди», двигаясь плавно и медленно. 
«Шмели» тем временем следят за танцем. По окончании танца «шмели» и «лебеди» образуют пары.
 На третьем этапе выполнения упражнения «шмели» и «лебеди» танцуют в парах на некотором расстоянии друг от друга, не приближаясь и осознавая возникающие чувства. Затем «шмели» и «лебеди» постепенно начинают приближаться друг к другу, стараясь сохранить каждый свой ритм.
 Наконец, на заключительном этапе упражнения «шмели» и «лебеди» танцуют, взявшись за руки, следуя каждый своему ритму. 
Обсуждение проводится сначала в парах, а затем в группе. 
Какие чувства появились во время танца «шмеля»? А «лебедя»?
 А во время танца в паре? 
Какой стиль движений - «шмеля» или «лебедя» вам ближе?
Какие черты поведения характерны, на ваш взгляд, в реальной жизни «шмелю»? А «лебедю»?
Почему вы выбрали себе в партнеры именно этого «шмеля» («лебедя»)?
Опишите в нескольких словах вашего партнера - «шмеля» («лебедя»). Какой он, что он любит, с кем он общается, как относится к «шмелям»?
А к «лебедям»? Опишите в нескольких словах себя как «шмеля» («лебедя»). Что вы любите, общество кого («шмелей» или «лебедей») вы предпочитаете.
29. Упражнение «Променад».
Развивает фантазию, внимание, раскрепощает.
Каждый придумывает себе характер и комбинацию проходки по залу.
Зрители и педагог определяют настроение и особенности характера участников.
30. Упражнение «Угадай-ка».
Интенсификация обратной связи относительно особенностей экспрессии каждого участника группы; осознание участниками своих экспрессивных особенностей, социально-психологических и личностных характеристик. 
 
Группа становится в круг. Один из участников выбирает музыкальное сопровождение и танцует, имитируя наиболее характерные особенности экспрессии кого-либо из присутствующих. Остальные пытаются угадать, кто был загадан. По окончании танца участник приглашает следующего и становится на его место. Схемы обсуждения Обмен чувствами.
Анализируются специфические для каждого танца экспрессивные особенности, а также черты характера, состояния, отношения, которые могут находить выражение в экспрессии.
31. Диагностика.
Проводятся рисуночные тесты «Рисунок человека», «Моя семья», «Дерево», «Несуществующее животное», «Звезды и волны»
 32. Итоговое занятие
Открытое занятие для родителей.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ.
Уроки по программе «Фантазия в танце» составляются согласно педагогическим принципам: наглядности, доступности и последовательности, соответствия возрастным особенностям и физическим возможностям занимающихся. Учебный материал в них распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Каждый урок состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.
    Деление урока на части относительно. Каждый урок – единое целое и включает все виды деятельности. При этом материалы всех разделов программы сочетаются.
 В начале и в конце каждого урока дети рисуют свое настроение - упражнение «Какого я цвета». Рисуночная диагностика позволяет быстро и эффективно на невербальном уровне установить причину того или иного состояния ребенка и скорректировать его. При помощи рисунка дети выражают свое настроение и эмоциональное состояние в начале и в конце урока. Рисуночные тесты используются так же для определения психо-эмоционального состояние детей в начале и в конце программы. Сравниваются результаты, делаются выводы о пользе программы для обучающихся.
Подготовительная часть урока занимает 5-15 % общего времени и зависит от решения основных задач урока. Задача этой части урока подготовить ребенка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. В эту часть урока входят: упражнение-представление «Имя-движение», суставная гимнастика.
Основная часть урока длится 70-80 % общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др.
На этой стадии дается большой объем знаний, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть урока входят основные импровизации, танцы-игры. В работе могут быть использованы комплексы общеразвивающих, коррегирующих упражнений определенной направленности, серии танцевальных упражнений, а также группы упражнений, объединенных единым смысловым значением.
Заключительная часть урока длится 5-10 % общего времени. Если в основной части урока имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки. Обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части урока используются упражнения на расслабление мышц, на восстановление дыхания.  В этом разделе используются упражнения малой интенсивности, обсуждения и рисунки. Такие как «Тряпичная кукла», «Осенние листья», «Космонавты», можно включить в этот раздел дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, точечный массаж.
Огромное значение для успешной реализации программы имеет грамотно подобранный музыкальный материал. Музыка благотворно влияет на деятельность занимающихся, благодаря положительной роли оптимального эмоционального возбуждения и способности стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме процессы и перестраивают его нервную систему и психику. Музыка стимулирует фантазию и создает настроение, придает движениям темп, ритм, силу и динамику. Живая музыка (аккомпаниатор) наилучшим образом поддерживает свободные импровизации. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают наибольший оздоровительный эффект.
Большое значение на занятиях имеет использование танца- игры.
Танцевальная игра объединяет танец и игру и помогает детям как развить, так и открыть свое тело и душу. Помогает в свободной импровизации переработать напряжение чувств.
Танец-игра дает ребенку возможность:
  • переработать свою агрессию и страх
  • проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают лучше понять себя, свой внутренний мир.
  • совместно пережить волнующие ситуации с другими детьми и педагогом
  • развить свою креативность, экспериментировать со своим телом и движениями.
  • развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела.
 
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Для занятий необходим зал хореографии или спортивный зал.
Фортепьяно с концертмейстером или музыкальный центр.
Листы бумаги и цветные карандаши.
Для учащихся необходима спортивная одежда и обувь.
 
Формы подведения итогов:
Подведение итогов реализации данной программы проходит в форме открытых уроков для родителей и педагогов гимназии, где критерием оценки является уровень усвоения учебного материала. А также анализ рисуночных тестов обучающихся.
Формы построения уроков разнообразны. Это может быть урок- путешествие, тематическое представление, показ любимых упражнений учащихся.
 
 
Cписок литературы:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии, С – Пб., 1996 г.
2. Васильева Т. И. Тем, кто хочет учиться балету. М. «Гитик», 1994 год
3. Гренлюнд Э. Оганесян Н.Ю. «Танцевальная терапия. Теория, методика, 
       практика».  СПб.: Издательство « Речь»- 2004 г.                                                                                                                         
5. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в
1 и 2 класса музыкальной школы. Выпуск 1, М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979.
6. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Танцевально-игровая гимнастика. М.,
2001 год
7. Ритмика и танец. Программа для хореографических отделений школ
искусств. М., 1984 год.
8. Шкурко Т.А. «Танцевально-экспрессивный тренинг».  СПб.: Издательство
         «Речь»- 2003 год.